МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Истории и методики ее преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Учебная археологическая практика
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
канд. ист. наук, доц., Нигамаев Альберт Зуфарович
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Руководство учебными и производственными практиками
В том числе в форме практ.подготовки
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью учебной археологической практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся в области археологии, приобретении практических умений и навыков полевых археологических исследований, а также навыков и умений по обработке археологического материала в лабораторных условиях, приобретение навыков практического использования археологических находок в педагогической и научно исследовательской деятельности.
Задачами учебной археологической практики являются:
1.углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин предметной подготовки, применение этих знаний при проведении полевых археологических раскопок;
2.ознакомление с приемами и методами полевых археологических раскопок;
3.овладение теоретическими знаниями и практическими навыками обработки собранного археологического материала и консервации находок, составления полевых чертежей и масштабных зарисовок археологических объектов, ведения полевого дневника раскопок;
4.приобретение навыков практического использования археологических источниковых данных в самостоятельной педагогической и научно-исследовательской деятельности;
5.получение навыков организации полевого лагеря, обеспечения его функционирования и жизнедеятельности;
6.приобретение навыков по организации взаимодействия внутри коллектива, структурированию рабочего и свободного времени, навыков взаимопомощи;
7.освоение мер техники безопасности и методов оказания первой медицинской помощи.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Вспомогательные исторические дисциплины
Физическая культура и спорт
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Безопасность жизнедеятельности
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
Педагогические технологии
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
История России новейшего времени
Новая история стран Европы и Америки
Производственная практика научно-исследовательская работа
Психолого-педагогический практикум
Производственная летняя педагогическая практика
Новейшая история стран Европы и Америки
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная культурно-просветительская практика
Производственная педагогическая практика
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
История и культура татарского народа
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции
ОК-6: способностью к самоорганизации и самообразованию
ОК-8: готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность
ОК-9: способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции;
основные сведения по истории мировых цивилизаций, археологии, включая периодизации, хронологические связи, хронологические рамки исторических процессов;
основные понятия, ключевые закономерности и причинно-следственные связи между фактами, процессами, явлениями истории;
основы методики археологических раскопок;
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности;
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек, принципы здорового образа жизни человека.
алгоритм действий оказания неотложной помощи в условиях чрезвычайных ситуаций;психологические основы методов активного развивающего обучения; воспитательный потенциал археологии, истории и обществознания, их роль в развитии творческих способностей обучающихся; методики археологических исследований, работы с археологическими источниками; законодательство в области охраны памятников археологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития, проводить их системный анализ для формирования гражданской позиции;
работать с историческими источниками и научной литературой, самостоятельно находить и анализировать основные сведения по археологии, давать объективную характеристику исторических процессов и закономерностей;
выполнять элементарные операции при проведении археологических раскопок;
планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществления деятельности;
подбирать и применять оптимальные методы физического воспитания и самовоспитания, способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности, правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности;
применять знания для оказания первой помощи и защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
анализировать педагогические ситуации поддержки активности, инициативности, самостоятельности обучающихся; уметь работать в коллективе; решать задачи развития творческих способностей обучающихся; вести археологические раскопки, работать с археологическими источниками; осуществлять исследовательскую работу в коллективных проектах; формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию; представлять итоги проведённой работы.
навыками анализа этапов и закономерностей исторического развития для формирования гражданской позиции;
навыками и опытом полевых археологических исследований, первичной камеральной обработки археологического материала;
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности;
методами проведения самостоятельных занятий по физической культуре; методами комплексного контроля состояния организма при нагрузках;
навыками использования приемов первой помощи, средства индивидуальной и коллективной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
навыками организации сотрудничества в учебной деятельности; навыками и опытом работы коллективной деятельности, в том числе приемами ведения полемики; фактическим материалом по археологии в рамках дисциплины; техникой археологических работ.