МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых в индивидуальной и фронтальной форме коррекционной логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями по развитию всех компонентов речевой системы посредством дидактических игр.
Задачи освоения дисциплины:
формирование у обучающихся практических навыков применения дидактических речевых игр для развития произносительной стороны речи у детей с речевыми нарушениями;
обеспечение условий для овладения обучающимися технологиями изготовления речевых логопедических игр, применяемых в коррекции всех компонентов речевой системы, а так же в обследовании состояния речевых процессов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Клиника интеллектуальных нарушений
Курсовая работа по модулю 6
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Планирование логопедической работы
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Логопедия (Нарушения голоса)
Формы логопедической работы
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Введение в логопедическую специальность
Возрастная физиология и психофизиология
Физиология ВНД и сенсорных систем
Психолого-педагогический практикум
Онтогенез речевой деятельности
Коммуникативный практикум
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная преддипломная практика
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.
формы просветительской работы с населением, родителями, персоналом общеобразовательных и специальных детских учреждений;
методологию педагогических исследований проблем звукопроизношения и коммуникативной функции речи;
базовые понятия в области абилитации, адаптации, коррекции и компенсации лиц с нарушениями звукопроизношения и грамматического строя речи;
основные закономерности речевого развития ребенка, психологические параметры дизонтогенеза;
теоретические основы коррекции и компенсации нарушенного звукопроизношения и грамматического строя речи, социально-психологической адаптации и реабилитации ребенка с нарушением коммуникативной функции речи;
иметь представления о сложной структуре дефекта, его проявлениях, причинах возникновения, влиянии дефекта на психическую деятельность ребенка
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
оказывать консультативную помощь семьям и педагогам по вопросам учета психологических особенностей детей с нарушением коммуникативной функции речи в процессе их воспитания и обучения;
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду, обеспечивающую полноценную коррекционно – логопедическую помощь детям с речевыми нарушениями;
анализировать и объяснять связь специальной педагогики с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;
определять психологические особенности детей с речевыми нарушениями;
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи;
составлять карту наблюдения за ребенком нарушением коммуникативной функции речи.
способностью обеспечения психологического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;
способностью проведения ква¬лифицированного диагностического обследования с целью выявления состояния у детей различного возраста.
Приобрести опыт деятельности:
формирования и развития экспрессивной и импрессивной речи и оценки статуса речевого развития ребенка с ОНР, ФФН, нарушениями письменной речи;
выбора и применения коррекционно – образовательных программ для преодоления ОНР, ФФН, нарушений письменной речи на основе индивидуально – дифференцированного подхода к лицам с речевыми нарушениями;
организации коррекционно – образовательной среды логопедического кабинета и использования подготовленных дидактических пособий для преодоления ОНР, ФФН, нарушений письменной речи;
планирования корекционно – логопедической работы по развитию речевых навыков у детей с ОНР, ФФН, нарушениями письменной речи;
обследования ребенка с ОНР, ФФН и определение степени нарушений речи;
составления схемы обследования и проведения мониторинга по выявлению речевых достижений у детей с различными речевыми нарушениями;
исследований в области изучения речевых нарушений.