2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Речевые игры_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Речевые игры
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
88
88
88
88
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых в индивидуальной и фронтальной форме коррекционной логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями по развитию всех компонентов речевой системы посредством дидактических игр.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся практических навыков применения дидактических речевых игр для развития произносительной стороны речи у детей с речевыми нарушениями;
1.4
обеспечение условий для овладения обучающимися технологиями изготовления речевых логопедических игр, применяемых в коррекции всех компонентов речевой системы, а так же в обследовании состояния речевых процессов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.2
Курсовая работа по модулю 6
2.1.3
Логопедическая ритмика
2.1.4
Логопедические технологии
2.1.5
Логопедия (Ринолалия)
2.1.6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.7
Планирование логопедической работы
2.1.8
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.9
Психопатология
2.1.10
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.11
Возрастная психология
2.1.12
Логопедия (Дизартрия)
2.1.13
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.14
Невропатология
2.1.15
Специальная психология
2.1.16
Формы логопедической работы
2.1.17
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.18
Введение в логопедическую специальность
2.1.19
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.20
Логопедия (Дислалия)
2.1.21
Общая педагогика
2.1.22
Специальная педагогика
2.1.23
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.24
Психолого-педагогический практикум
2.1.25
Логопсихология
2.1.26
Онтогенез речевой деятельности
2.1.27
Коммуникативный практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.3
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.6
Специальная методика преподавания математики
2.2.7
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ

 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии

 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности

 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

 
 
 
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.

 
 
 
3.1
Знать:
формы просветительской работы с населением, родителями, персоналом общеобразовательных и специальных детских учреждений;

методологию педагогических исследований проблем звукопроизношения и коммуникативной функции речи;

базовые понятия в области абилитации, адаптации, коррекции и компенсации лиц с нарушениями звукопроизношения и грамматического строя речи;

основные закономерности речевого развития   ребенка, психологические параметры дизонтогенеза;

теоретические основы коррекции и компенсации нарушенного звукопроизношения и грамматического строя речи, социально-психологической адаптации и реабилитации ребенка с нарушением коммуникативной функции речи;

иметь представления о сложной структуре дефекта, его проявлениях, причинах возникновения, влиянии дефекта на психическую деятельность ребенка

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2
Уметь:
оказывать консультативную помощь семьям и педагогам по вопросам учета психологических особенностей детей с нарушением коммуникативной функции речи в процессе их воспитания и обучения;

создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду, обеспечивающую полноценную коррекционно – логопедическую помощь детям с речевыми нарушениями;

анализировать и объяснять связь специальной педагогики с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;

определять психологические особенности детей с речевыми нарушениями;

формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи;

составлять карту наблюдения за ребенком нарушением коммуникативной функции речи.

 
3.3
Владеть:
способностью обеспечения психологического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;

способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;

практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;

способностью проведения ква¬лифицированного диагностического обследования с целью выявления состояния у детей различного возраста.

Приобрести опыт деятельности:

формирования и развития экспрессивной и импрессивной речи и оценки статуса речевого развития ребенка с ОНР, ФФН, нарушениями письменной речи;

выбора и применения коррекционно – образовательных программ для преодоления ОНР, ФФН, нарушений письменной речи на основе индивидуально – дифференцированного подхода к лицам с речевыми нарушениями;

организации коррекционно – образовательной среды логопедического кабинета и использования подготовленных дидактических пособий для преодоления  ОНР, ФФН, нарушений письменной речи;

планирования корекционно – логопедической работы по развитию речевых навыков у детей с ОНР, ФФН, нарушениями письменной речи;

обследования ребенка с ОНР, ФФН   и определение степени  нарушений   речи;

составления схемы обследования и проведения мониторинга по выявлению речевых достижений у детей с различными речевыми нарушениями;

исследований в области изучения   речевых нарушений.