МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Клиническая психология детей и подростков
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии детей и подростков, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья детей и подростков, преодолении психических расстройств, диагностике, коррекции и реабилитации.
ознакомить с теоретическими основами и представлениями о фундаментальном, прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии детей и подростков, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения.
освоить практические навыки владения приемами, методами и технологиями базовых представлений клинической психологии, соотношением экспериментального и клинического (экспертного, идеографического) подходов, о нарушениях психической деятельности при различных психических, поведенческих и соматических заболеваниях
формировать навыки планирования и организации использования психодиагностических методик и знаний о различных видах психологического вмешательства (психологическое консультирование, психотерапия, психосоциальная реабилитация) при работе с различными контингентами детей, а также подростков с пограничными психическими состояниями (акцентуациями).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Гендерная психология и педагогика
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Анатомия и возрастная физиология
Безопасность жизнедеятельности
Психологическая служба в образовании
Современные теории обучения и воспитания
Технологии здоровьесбережения в образовании
Физическая культура и спорт
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
Организационная психология
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
Этнопсихология и этнопедагогика
Производственная педагогическая практика
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Производственная практика научно-исследовательская работа
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Производственная практика научно-исследовательская работа
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.4: Демонстрирует методы (первичного) выявления детей с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.)
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.3: Демонстрирует умения взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии.
цели и задачи, стоящие перед клинической психологией детей и подростков
основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности детства и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;
основные виды отклоняющегося поведения, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики
основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования.
основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии, основные методы экспериментально-психологического исследования больных людей и основные направления психокоррекционной работы;
общепсихологические фундаментальные проблемы, решаемые клинической психологией.
применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии;
применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными) категориями детей и подростков, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;
применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии;
применять клинические диагностические методики в работе с детьми и подростками.
основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств)
приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации
основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп детей и подростков;
основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация).
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx