2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Клиническая психология детей и подростков_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Клиническая психология детей и подростков
Направление подготовки
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
доцент, Вазиева А.Р.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии детей и подростков, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья детей и подростков, преодолении психических расстройств, диагностике, коррекции и реабилитации.
1.2
Задачи дисциплины:
1.3
ознакомить с теоретическими основами и представлениями о фундаментальном, прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии детей и подростков, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения.
1.4
освоить  практические навыки владения приемами, методами и технологиями базовых представлений клинической психологии, соотношением экспериментального и клинического (экспертного, идеографического) подходов, о нарушениях психической деятельности при различных психических, поведенческих и соматических заболеваниях
1.5
формировать навыки планирования и организации использования психодиагностических методик и знаний о различных видах психологического вмешательства (психологическое консультирование, психотерапия, психосоциальная реабилитация) при работе с различными контингентами детей, а также подростков с пограничными психическими состояниями (акцентуациями).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гендерная психология и педагогика
2.1.2
Психология воспитания
2.1.3
Социальная психология
2.1.4
Технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.5
Анатомия и возрастная физиология
2.1.6
Ациклические виды спорта
2.1.7
Безопасность жизнедеятельности
2.1.8
Психологическая служба в образовании
2.1.9
Современные теории обучения и воспитания
2.1.10
Технологии здоровьесбережения в образовании
2.1.11
Физическая культура и спорт
2.1.12
Циклические виды спорта
2.1.13
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.14
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
2.2.2
Организационная психология
2.2.3
Психология общения
2.2.4
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
2.2.5
Этнопсихология и этнопедагогика
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.4: Демонстрирует методы (первичного) выявления детей с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.)
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.3: Демонстрирует умения взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии.
3.1.2
цели и задачи, стоящие перед клинической психологией детей и подростков
3.1.3
основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности детства и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;
3.1.4
основные виды отклоняющегося поведения, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики
3.1.5
основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования.
3.1.6
основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии, основные методы экспериментально-психологического исследования больных людей и основные направления психокоррекционной работы;
3.1.7
общепсихологические фундаментальные проблемы, решаемые клинической психологией.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии;
3.2.2
применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными) категориями детей и подростков, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;
3.2.3
применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии;
3.2.4
применять клинические диагностические методики в работе с детьми и подростками. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств)
3.3.2
приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации
3.3.3
основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп детей и подростков;
3.3.4
основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx