МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
к.псх.н, Доцент, Вазиева А.Р.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: Сформировать у студентов знания и принципы психопатологии, что необходимо адекватного психолого-педагогического подхода к детям с нарушениями развития, для их эффективной адаптации, коррекции и социализации.
Задачи освоения дисциплины:
изучить особенности психологической работы с лицами, имеющими психические нарушения;
познакомить студентов с видами психокорекционной и психотерапевтической помощи;
изучить особенности и механизмы развития основных психических расстройства
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Логопедия (Нарушения голоса)
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
Теории обучения и воспитания
Формы логопедической работы
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Возрастная физиология и психофизиология
Физиология ВНД и сенсорных систем
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Производственная преддипломная практика
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
Основные категории и понятия науки.
Ориентироваться в информационном пространстве, использовать понятийный аппарат науки для формирования научного мировоззрения.
Методами научного анализа теоретических источников, основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве в аспекте формирования научного мировоззрения
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений.
основные симптомы и синдромы психических болезней, их формы
особенности психической деятельности и психопатологии детей, имеющих проблемы в развитии;
клинические формы психических расстройств у детей их особенности, пути компенсации и профилактики;
основные заболевания психической сферы, которые сопровождаются распадом психических процессов
определять клинические проявления болезней у детей с задержкой психического развития и органическим поражением головного мозга
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
определить роль и значение педагога-дефектолога в системе медико-педагогической реабилитации проблемного ребенка и его семьи;
дифференцировать психогенные и психические заболевания.
выявлять первые признаки психических заболеваний у детей.
определить степень проявления симптомов и синдромов заболевания психической сферы у детей и подростков. Определять клинические проявления болезней у детей с органическим поражением головного мозга.
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
анализа анамнестических данных для выявления причин и факторов развития патологии у детей;
применения клинических и психологических методов обследования детей с разными нарушениями психической деятельности;
общения с детьми и членами семьи в процессе медико-психолого-педагогического консультировании и последующей коррекционной работы.
способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования.