2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Психопатология_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Психопатология
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.псх.н, Доцент, Вазиева А.Р.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: Сформировать у студентов знания и принципы психопатологии, что необходимо адекватного психолого-педагогического подхода к детям с нарушениями развития, для их эффективной адаптации, коррекции и социализации.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить особенности психологической работы с лицами, имеющими  психические нарушения;
1.4
познакомить студентов с видами психокорекционной и психотерапевтической помощи;
1.5
изучить особенности и механизмы развития основных психических расстройства
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология
2.1.2
История
2.1.3
Логопедия (Дизартрия)
2.1.4
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.5
Логопсихология
2.1.6
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.7
Невропатология
2.1.8
Общая психология
2.1.9
Основы языкознания
2.1.10
Специальная психология
2.1.11
Теории обучения и воспитания
2.1.12
Техника речи
2.1.13
Формы логопедической работы
2.1.14
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.15
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.16
Логопедия (Дислалия)
2.1.17
Математика и информатика
2.1.18
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.19
Логопсихология
2.1.20
Основы языкознания
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по модулю 7
2.2.2
Логопедия (Алалия)
2.2.3
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.4
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.5
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.6
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.7
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.8
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.9
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.10
Психолингвистика
2.2.11
Речевые игры
2.2.12
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.13
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.14
Производственная преддипломная практика
2.2.15
Философия
2.2.16
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.17
Речевые игры
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
Основные категории и понятия науки.
 
 
Уметь:
 
Ориентироваться в информационном пространстве, использовать понятийный аппарат науки для формирования научного мировоззрения.
 
 
Владеть:
 
Методами научного анализа теоретических источников,  основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии         
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ 
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.    
 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений. 
 
 
 
3.1
Знать:
основные симптомы и синдромы психических болезней, их формы

особенности психической деятельности и психопатологии детей, имеющих проблемы в развитии;

клинические формы психических расстройств у детей их особенности, пути компенсации и профилактики;

основные заболевания психической сферы, которые сопровождаются распадом психических процессов

определять клинические проявления болезней у детей с задержкой психического развития и органическим поражением головного мозга

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
определить роль и значение педагога-дефектолога в системе медико-педагогической реабилитации проблемного ребенка и его семьи;

дифференцировать психогенные и психические заболевания.

выявлять первые признаки психических заболеваний у детей.

определить степень проявления симптомов и синдромов заболевания психической сферы у детей и подростков. Определять клинические проявления болезней у детей с органическим поражением головного мозга.

 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3
Владеть:
анализа анамнестических данных для выявления причин и факторов развития патологии у детей;

применения клинических и психологических методов обследования детей с разными нарушениями психической деятельности;

общения с детьми и членами семьи в процессе медико-психолого-педагогического консультировании и последующей коррекционной работы.

способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования.