Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Руководство учебными и производственными практиками
0,5
2
0,5
2
В том числе в форме практ.подготовки
0,5
0,5
Кoнтактная рабoта
0,5
2
0,5
2
Сам. работа
211,5
210
211,5
210
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
216
216
216
216
 
 
стр. 2
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью практики является ознакомление с практической деятельностью логопеда в соответствии с квалификационной характеристикой бакалавра, первичное освоение профессионально-педагогических компетенций в области научно-исследовательской деятельности логопеда.
1.2
Задачами учебной практики научно – исследовательской работы (получение первичных навыков научно – исследовательской работы) в соответствии с трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом 01 «Образование и наука» 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель); 01.005 Специалист в области воспитания, утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
1.3
1. определение и решение исследовательских задач в изучении психических процессов детей с ТНР,
1.4
2. сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;
1.5
3. обобщение и презентация результатов исследовательской деятельности,
1.6
4. использование современных информационных и образовательных технологий в организации собственной научно-исследовательской и коррекционной деятельности,
1.7
5. формирование у обучающихся целостного представления о коррекционном (логопедическом) процессе в современной образовательной организации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Невропатология детского возраста
2.1.3
Психологические основы профессиональной деятельности логопеда
2.1.4
Психопатология с клиникой интеллектуальных нарушений
2.1.5
Безопасность жизнедеятельности
2.1.6
Валеология
2.1.7
Иностранный язык
2.1.8
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.9
Основы нейропсихологии и психофизиологии
2.1.10
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.11
Русский язык и культура речи
2.1.12
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая  практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.1: знает приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, ФГОС для детей с ОВЗ, законодательства о правах ребенка, правах ребенка-инвалида, трудового законодательства
 
ОПК-1.2: знает конвенцию о правах ребенка
 
ОПК-1.4: умеет применять нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: знает историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место специального образования в жизни личности и общества
 
ОПК-2.2: знает основы методики коррекционного обучения, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
ОПК-2.3: знает пути достижения образовательных результатов в области ИКТ
 
ОПК-2.4: умеет классифицировать образовательные системы и образовательные технологии
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: знает теоретические основы построения образовательной среды
 
ОПК-4.2: знает методику духовно-нравственного воспитания обучающихся; в том числе, с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: знает законы развития личности и проявления личностных свойств
 
ОПК-6.2: знает психологические законы периодизации и кризисов развития
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1: знает основы устной деловой коммуникации и деловой переписки на государственном языке РФ и иностранном языке с учетом особенностей стилистики официальных и неофициальных писем и социокультурных различий в формате корреспонденции
 
УК-4.2: умеет адаптировать речь, стиль общения и язык жестов к ситуациям делового взаимодействия, в том числе, в публичных выступлениях 
 
УК-4.3: умеет выполнять перевод профессиональных деловых текстов с иностранного языка на государственный язык РФ и с государственногоязыка РФ на иностранный
 
УК-4.4: владеет нормами и правилами делового общения в устной и письменной формах
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей;
3.1.2
-методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей;
3.1.3
- структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере специального образования (СФГОС для детей с нарушениями речи, закон об образовании);
3.1.4
- нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере образования;
3.1.5
-требования к качеству реализуемых адаптированных и коррекционных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере специального образования;
3.1.6
-содержание адаптированных и коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом принципа системности и дифференцированного подхода;
3.1.7
- базовые понятия и термины в современном информационном пространстве; возможности компьютерных и информационных технологий в профессиональной деятельности;
3.1.8
- основные способы и методы работы с в современном информационном пространстве;
3.1.9
теорию и методику духовно-нравственного воспитания обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
3.1.10
нормы психофизического развития детей и особенности развития личности детей с ТНР,   
3.1.11
- нормы психофизического развития детей и особенности развития личности детей с ТНР,
3.1.12
- особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития и возрастных кризисов ребенка, особые образовательные потребности обучающихся с ТНР.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.2.2
-использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей; пользоваться моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.2.3
-использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ТНР;
3.2.4
- применять законы и другие нормативные правовые акты в различных видах профессиональной деятельности;
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.2.5
-оценивать качество реализуемых коррекционных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере специального образования;
3.2.6
- реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями ;
3.2.7
- выбирать программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ТНР;
3.2.8
- выбирать методику духовно-нравственного воспитания обучающихся с тяжелым нарушением речи
3.2.9
-выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи;  
3.2.10
- разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом личностных особенностей ребенка и критических периодов в развитии детей с ТНР.  
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.3.2
- навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.3.3
-навыками ориентирования в законодательстве РФ, регламентирующем деятельность педагогов в обучении детей с ТНР.
3.3.4
- навыком отбора материалов для разработки коррекционных программ для детей с ТНР.
3.3.5
навыком отбора специальных методов воздействия при обучении детей с ТНР и воспитания у них духовно-нравственных качеств
3.3.6
3.3.7
навыком определения личностных качеств детей с ТНР и кризисов периодов развития