МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Производственная педагогическая практика
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна
Распределение часов дисциплины по курсам
Руководство учебными и производственными практиками
В том числе в форме практ.подготовки
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью практики является приобретение профессиональных умений и опыта практической деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой бакалавра, овладение системой профессионально-педагогических компетенций в области коррекционно-педагогической деятельности логопеда при работе с детьми с ТНР.
Задачами производственной педагогической практики, в соответствии с трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом «Педагог 01 Образование и наука; 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель); 01.005 Специалист в области воспитания, утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
1. коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ОВЗ;
2. планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ТНР;
3. выбор учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
4. осуществление контроля и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса в работе с детьми с нарушениями речи.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Курсовая работа по модулю "Научные исследования в профессиональной деятельности"
Логопедия (дислексия, дисграфия)
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
Методика преподавания математики (специальная)
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
Методология и методы научного исследования
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
Основы экономических знаний в профессиональной деятельности
Педагогические основы профессиональной деятельности логопеда
Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи
Социально-педагогическое проектирование
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Логопедия (нарушения голоса)
Практикум по обследованию моторных функций
Практикум по постановке голоса и выразительности речи
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
Анатомия и возрастная физиология
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Безопасность жизнедеятельности
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx
Основы медицинских знаний
Основы речевой культуры дефектолога
Правовые основы противодействия коррупции
Практикум по обследованию речи
Система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Теоретические и методологические основы логопедии
Тренинг коммуникативной компетентности
Учебная ознакомительная практика
Физическая культура и спорт
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Производственная практика научно-исследовательская работа
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.5: владеет готовностью соблюдать правовые и этические нормы в условиях реальных педагогических ситуаций
ОПК-1.6: владеет готовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.3: умеет взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
ОПК-3.4: умеет соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся
ОПК-3.5: владеет готовностью выявлять и оказывать адресную помощь обучающимся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.3: умеет сотрудничать с участниками образовательных отношений в рамках реализации адаптированных образовательных программ
ОПК-7.4: владеет готовностью выстраивать конструктивные отношения со всеми участниками образовательных отношений
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.3: умеет осуществлять адаптацию и внедрение передового педагогического опыта в профессиональной деятельности
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.2: знает методы выявления и коррекции трудностей обучающихся в освоении адаптированной образовательной программы
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
УК-10.2: Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
-особенности психолого-педагогического взаимодействия с педагогами, участвующими в коррекционно-педагогическом процессе при реализации адаптированной программы обучения детей с ТНР;.
-основные стратегии педагогического взаимодействия и основные механизмы воздействия на партнера по общению.
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx
-направления проектирования коррекционно-развивающего процесса с учётом нозологических нарушений детей и уровня недоразвития компонентов речевой системы
- основы построения индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями и нарушениями речи
-использовать коммуникативные умения и оценивать идеи коллег в профессиональной сфере при реализации обучения детей с ТНР;
-аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение;
-осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства;
-разрабатывать и реализовывать содержание фрагментов адаптированных программ, содержащих логопедическую работу, логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка с речевым нарушением;
-консультировать участников образовательного процесса о состоянии психофизического развития и возможностях коррекционного обучения детей с ТНР участников образовательного процесса.
-выявлять и оценивать уровень владения компонентами речевой системы с учетом дифференцированного и личностного подхода, возрастных особенностей детей с особыми образовательными потребностями и с ТНР;
-навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (педагогами, участвующими в коррекционно-педагогическом процессе) при реализации адаптированной программы обучения детей с ТНР;
-способами проектирования коррекционно-образовательной деятельности и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях;
-опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;
-навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах;
-навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР; навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ТНР;
-навыками разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ТНР.