МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Производственная преддипломная практика
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд.филол.наук, доцент, Ганиева А.М.
Распределение часов дисциплины по курсам
Руководство учебными и производственными практиками
В том числе в форме практ.подготовки
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью производственной преддипломной практики являются: закрепление профессиональных умений и опыта практической деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой бакалавра, сбор необходимого материала для написания выпускной квалификационной работы, приобщение обучающегося к социальной среде организации с целью приобретения профессиональных компетенций, необходимых в профессиональной сфере.
- совершенствование умений и навыков наблюдения, анализа, исследования образовательного процесса;
-отработка навыков планирования и проведения системы коррекционно-развивающих мероприятий;
- развитие исследовательской компетентности студентов посредством освоения ими методов научного познания и умений научно-исследовательской деятельности;
- овладение умениями и навыками самоанализа, самооценки и корректировки своей деятельности;
- выработка индивидуального стиля логопедической деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Противодействие терроризму и экстремизму
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Тренинг педагогического общения
Безопасность жизнедеятельности
Клиника интеллектуальных нарушений
Концепции современного естествознания
Курсовая работа по модулю 6
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
Основы правовой защиты детства и инвалидов
Планирование логопедической работы
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Физическая культура и спорт
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Логопедия (Нарушения голоса)
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
Теории обучения и воспитания
Формы логопедической работы
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Введение в логопедическую специальность
Возрастная физиология и психофизиология
Литература с основами литературоведения
Логопедия (Введение в логопедию)
Противодействие коррупции
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
Физиология ВНД и сенсорных систем
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Онтогенез речевой деятельности
Коммуникативный практикум
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Психолого-педагогический практикум
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
ОК-3: способен анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию
ОК-4: способен использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах
ОК-8: готов укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
ОК-9: способен использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
Современные концепции научного мировоззрения
основные закономерности социально-экономического развития общества и образовательных систем
основы базовых экономических и правовых знаний в социальной и профессиональной сферах;
способы укрепления здоровья
основы физиологии детей и подростков
правовые документы, регламентирующие работу пеадагога в дошкольных и школьных образовательных организациях
принципы и средства личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ в образовательных организациях
особенности коррекционно-развивающей среды в условиях образовательной организации, ее методического и технического обеспечения;
диагностические показатели сформированности разных сторон мысле-рече-языковой деятельности у детей и подростков с речевыми нарушениями;
пути и условия активизации речевой и познавательной деятельности детей с ООП
механизмы, структуру и симптоматику различных форм речевой патологии (дислалии, дизартрии, ринолалии, заикания, дисграфии, алалии) и пути коррекции;
общие и специфические (при разных типах нарушений) закономерности психического и психофизиологического развития, в том числе и развития речи,
общие методические аспекты и специфику организации и содержания психолого-педагогического исследования,
цели, задачи, принципы, методы, приемы исследовательской деятельности.
- правила публичного выступления,
- методологию педагогического исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
ориентироваться в информационном пространстве
анализировать профессиональные и личностные проблемы
применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы, касающиеся социально-правовой защиты детства
противостоять неблагоприятному воздействию среды на физическое и психическое здоровье
оперативно реагировать при чрезвычайных ситуациях
отбирать документацию, сопровождающую деятельность логопеда в дошкольных и школьных образовательных организациях
осуществлять процесс обучения и воспитания учащихся так, чтобы он способствовал их когнитивному и личностному развитию
адекватно и обоснованно оценивать социальную ситуацию развития лиц с ОВЗ;
применять - определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных и личностных особенностей детей с различными нарушениями речи
осуществлять критический анализ собственной педагогической деятельности;
формулировать проблемы, гипотезы и выделять методы решения конкретной педагогической проблемы;
использовать в профессиональной деятельности методы педагогического консультирования лиц с нарушениями речи либо представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи: родителей, педагогов;
осуществлять качественный и количественный анализ диагностических данных, аргументировано формулировать логопедическое заключение; планировать дальнейшие направления работы
оформлять, представлять, описывать, характеризовать процессы и явления, полученные в ходе исследовательской деятельности
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Иметь опыт практической деятельности соотнесения своей педагогической деятельности с научными концепциями
средствами анализа и трансляции собственной позиции
методами использования правовых знаний с участниками образовательных отношений
средствами физической и психической гигиены
способами оказания первой медицинской помощи
навыками работы с правовыми документами, регламентирующими работу педагогов при работе с детьми с нарушениями речи
способностью к планированию и реализации коррекционно-развивающей работы в образовательных организациях на основе результатов психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ
методическими средствами коррекционно-педагогической деятельности
навыками оценки психофизического статуса ребенка
приемами и методами логопедического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития;
методами и приемами изучения особенностей деятельности и поведения детей, имеющих нарушения развития
навыками оказания консультативной помощи, выполнения посреднической функции
способами применения педагогического эксперимента как способа проектной и инновационной деятельности в специальном образовании
навыками организации и проведении диагностики, проведения экспериментального исследования; интерпретации и обобщения, презентации результатов исследования