2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Производственная преддипломная практика_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Производственная преддипломная практика
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Ганиева А.М.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Руководство учебными и производственными практиками
2,8
4
2,8
4
В том числе в форме практ.подготовки
2,8
2,8
Кoнтактная рабoта
2,8
4
2,8
4
Сам. работа
209,2
208
209,2
208
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
216
216
216
216
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью производственной преддипломной практики являются: закрепление профессиональных умений и опыта практической деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой бакалавра, сбор необходимого материала для написания выпускной квалификационной работы, приобщение обучающегося к социальной среде организации с целью приобретения профессиональных компетенций, необходимых в профессиональной сфере.
1.2
Задачи практики  
1.3
- совершенствование умений и навыков наблюдения, анализа, исследования образовательного процесса;
1.4
-отработка навыков планирования и проведения системы коррекционно-развивающих мероприятий;
1.5
- развитие исследовательской компетентности студентов посредством освоения ими методов научного познания и умений научно-исследовательской деятельности;
1.6
- овладение умениями и навыками самоанализа, самооценки и корректировки своей деятельности;
1.7
- выработка индивидуального стиля логопедической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.1.2
Курсовая работа по модулю 7
2.1.3
Логопедия (Алалия)
2.1.4
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.1.5
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.1.6
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.1.7
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.8
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.1.9
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.1.10
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.1.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.1.13
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.14
Психолингвистика
2.1.15
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.1.16
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.1.17
Тренинг педагогического общения
2.1.18
Безопасность жизнедеятельности
2.1.19
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.20
Концепции современного естествознания
2.1.21
Курсовая работа по модулю 6
2.1.22
Логопедическая ритмика
2.1.23
Логопедические технологии
2.1.24
Логопедия (Ринолалия)
2.1.25
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.26
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.1.27
Основы правовой защиты детства и инвалидов
2.1.28
Планирование логопедической работы
2.1.29
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.30
Психопатология
2.1.31
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.32
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.33
Физическая культура и спорт
2.1.34
Возрастная психология
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.35
История
2.1.36
Логопедия (Дизартрия)
2.1.37
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.38
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.39
Невропатология
2.1.40
Общая психология
2.1.41
Социальная психология
2.1.42
Теории обучения и воспитания
2.1.43
Техника речи
2.1.44
Формы логопедической работы
2.1.45
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.46
Введение в логопедическую специальность
2.1.47
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.48
Литература с основами литературоведения
2.1.49
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.50
Логопедия (Дислалия)
2.1.51
Математика и информатика
2.1.52
Общая педагогика
2.1.53
Правоведение
2.1.54
Противодействие коррупции
2.1.55
Современный русский язык
2.1.56
Социальная педагогика
2.1.57
Специальная педагогика
2.1.58
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.59
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.60
Циклические виды спорта
2.1.61
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.1.62
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.63
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.1.64
Речевые игры
2.1.65
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.1.66
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.1.67
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.68
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.1.69
Онтогенез речевой деятельности
2.1.70
Основы генетики
2.1.71
Логопсихология
2.1.72
Основы языкознания
2.1.73
Ациклические виды спорта
2.1.74
Коммуникативный практикум
2.1.75
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.76
Психолого-педагогический практикум
2.1.77
татарская литература
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК-3: способен анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК-4: способен использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК-8: готов укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК-9: способен использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
 
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать:
 
 
 
Уметь:
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
3.1
Знать:
Современные концепции научного мировоззрения

основные закономерности социально-экономического развития общества и образовательных систем

основы базовых экономических и правовых знаний в социальной и профессиональной сферах;

способы укрепления здоровья

основы физиологии детей и подростков

правовые документы, регламентирующие работу пеадагога в дошкольных и школьных образовательных организациях

принципы и средства личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ в образовательных организациях

особенности коррекционно-развивающей среды в условиях образовательной организации, ее методического и технического обеспечения;

диагностические показатели сформированности разных сторон мысле-рече-языковой деятельности у детей и подростков с речевыми нарушениями;

пути и условия активизации речевой и познавательной деятельности детей с ООП

механизмы, структуру и симптоматику различных форм речевой патологии (дислалии, дизартрии, ринолалии, заикания, дисграфии, алалии) и пути коррекции;

общие и специфические (при разных типах нарушений) закономерности психического и психофизиологического развития, в том числе и развития речи,

общие методические аспекты и специфику организации и содержания психолого-педагогического исследования,

цели, задачи, принципы, методы, приемы исследовательской деятельности.

- правила публичного выступления,

- методологию педагогического исследования

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
ориентироваться в информационном пространстве

анализировать профессиональные и личностные проблемы

применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы, касающиеся социально-правовой защиты детства

противостоять неблагоприятному воздействию среды на физическое и психическое здоровье

оперативно реагировать при чрезвычайных ситуациях

отбирать документацию, сопровождающую деятельность логопеда в дошкольных и школьных образовательных организациях

осуществлять процесс обучения и воспитания учащихся так, чтобы он способствовал их когнитивному и личностному развитию

адекватно и обоснованно оценивать социальную ситуацию развития лиц с ОВЗ;

применять - определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных и личностных особенностей детей с различными нарушениями речи

осуществлять критический анализ собственной педагогической деятельности;

формулировать проблемы, гипотезы и выделять методы решения конкретной педагогической проблемы;

использовать в профессиональной деятельности методы педагогического консультирования лиц с нарушениями речи либо представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи: родителей, педагогов;

осуществлять качественный и количественный анализ диагностических данных, аргументировано формулировать логопедическое заключение; планировать дальнейшие направления работы

оформлять, представлять, описывать, характеризовать процессы и явления, полученные в ходе исследовательской деятельности 

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3
Владеть:
Иметь опыт практической деятельности соотнесения своей педагогической деятельности с научными концепциями

средствами анализа и трансляции собственной позиции

методами использования правовых знаний  с участниками образовательных отношений

средствами физической и психической гигиены

способами оказания первой медицинской помощи

навыками работы с правовыми документами, регламентирующими работу педагогов при работе с детьми с нарушениями речи

способностью к планированию  и реализации коррекционно-развивающей работы в образовательных организациях на основе результатов психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ

методическими средствами коррекционно-педагогической деятельности

навыками оценки психофизического статуса ребенка

приемами и методами логопедического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития;

методами и приемами изучения особенностей деятельности и поведения детей, имеющих нарушения развития

навыками оказания консультативной помощи, выполнения посреднической функции

способами применения педагогического эксперимента как способа проектной и инновационной деятельности в специальном образовании

навыками организации и проведении диагностики, проведения экспериментального исследования; интерпретации и обобщения, презентации результатов исследования