2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Стилистика_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Стилистика
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
        Кандидат филологических наук,          доцент,                          Закиров Раиф Амирьянович
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
22
22
22
22
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании  четкого, целостного представления  о  стилистической  системе  русского  литературного  языка  и  стилистически значимых возможностях отдельных языковых единиц разных уровней.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть основные понятия и категории стилистики русского  языка;
1.4
выявить  принципы  использования  и организации  языковых  элементов  в  каждом  из функциональных  стилей;
1.5
изучить  функционирование  языковых  единиц  всех  уровней в контекстах различного стилистического и экспрессивного содержания с учетом действующих норм профессиональной этики и речевой культуры;
1.6
научить правильно классифицировать любые виды нарушений языковой и стилистической нормы в целях овладения профессиональной этикой и речевой культурой;
1.7
выработать умение  стилистического  анализа  и  редактирования  текстов  разных  типов для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
1.8
1.9
1.10
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык
2.1.2
Русский язык и культура речи
2.1.3
Русская диалектология
2.1.4
Старославянский язык
2.1.5
Фольклор
2.1.6
Языковая картина мира
2.1.7
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.8
Активные процессы в современном русском языке
2.1.9
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.10
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История зарубежной литературы
2.2.2
Методика обучения литературе
2.2.3
Выразительное чтение
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Профессиональная этика
2.2.6
Типология текстов
2.2.7
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.8
Производственная едагогическая практика
2.2.9
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.10
Курсовая работа по русскому языку
2.2.11
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.12
Курсовая работа по литературе
2.2.13
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.14
Литература русского зарубежья
2.2.15
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.16
Литература русского зарубежья
2.2.17
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.18
Основы этимологического анализа
2.2.19
Преддипломная практика
2.2.20
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.21
Современная зарубежная литература
2.2.22
Теория и практика русской орфографии
2.2.23
Литература русского зарубежья
2.2.24
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.25
Педагогическая риторика
2.2.26
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.27
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.28
Современная русская литература
2.2.29
Производственная преддипломная практика
2.2.30
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.31
История зарубежной литературы
2.2.32
Методика обучения литературе
2.2.33
Выразительное чтение
2.2.34
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.35
Типология текстов
2.2.36
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.37
Производственная педагогическая практика
2.2.38
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.39
Курсовая работа по русскому языку
2.2.40
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.41
Курсовая работа по литературе
2.2.42
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.43
Литература русского зарубежья
2.2.44
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.45
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.46
Основы этимологического анализа
2.2.47
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.48
Современная зарубежная литература
2.2.49
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.50
Теория и практика русской орфографии
2.2.51
Филологический анализ текста
2.2.52
Функциональная грамматика русского языка
2.2.53
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.54
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.55
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.56
Педагогическая риторика
2.2.57
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.58
Производственная преддипломная практика
2.2.59
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.60
Современная русская литература
2.2.61
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.62
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.63
Педагогическая риторика
2.2.64
Типология текстов
2.2.65
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.66
Функциональная грамматика русского языка
2.2.67
Литература русского зарубежья
2.2.68
Основы этимологического анализа
2.2.69
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.70
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать:
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

 
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
3.1
Знать:
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;

методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;

основы профессиональной этики и речевой культуры;

основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры;

методологические основания профессиональной этики и речевой культуры;

основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.  

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2
Уметь:
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;

определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;

выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры;

выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации;

систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры;

использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.  

 
3.3
Владеть:
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры;

навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации;

навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры;

навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета.