2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Теория языка_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Теория языка
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
PhD, доц., Закиров Раиф Амирьянович
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
18
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
12
12
30
30
Практические
18
18
26
26
44
44
Итого ауд.
36
36
38
38
74
74
Кoнтактная рабoта
36
36
38
38
74
74
Сам. работа
36
36
34
34
70
70
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании научного мировоззрения, основанного на изучении лингвистической терминологии, лингвистической проблематики, целостного представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения, показав единство различных сторон языковой жизни, опираясь на научное мировоззрение, основанного на изучении лингвистической терминологии, лингвистической проблематики, целостного представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения, показав единство различных сторон языковой жизни,опираясь на научное мировоззрение.  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать умение применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;
1.4
научить обучающихся использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами русского языка;
1.5
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
1.6
способствовать формированию у обучающихся лингвистической компетенции, опираясь на научное мировоззрение.
1.7
      
1.8
         
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
2.1.4
2.1.5
Иностранный язык
2.1.6
История (история России, всеобщая история)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История русской литературы
2.2.2
Методика обучения русскому языку
2.2.3
Курсовая работа по литературе
2.2.4
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.2.5
Практикум по орфографии и пунктуации
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Современная русская литература
2.2.8
Функциональная грамматика русского языка
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.11
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Проблемы изучения русского языка как неродного
2.2.14
Филологический анализ текста
2.2.15
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.16
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.17
Практикум по грамматике
2.2.18
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.19
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.2.20
Лингвистический анализ текста
2.2.21
Проблемы изучения русского языка как иностранного
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
основные понятия и закономерности в области языкознания в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.3
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
3.1.4
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.5
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.6
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать основные характеристики исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.2
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области языкознания для формирования научного мировоззрения;
3.2.3
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета;
3.2.4
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.5
3.2.6
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.7
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа основных характеристик исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.3.2
навыками работы с литературой, используя понятийный аппарат в области языкознания для формирования научного мировоззрения;
3.3.3
навыками научного обоснования собственной позиции при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.3.4
навыками использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.5
методами научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.6
навыками оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.3.7
навыками проектирования образовательной среды для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.8
методами научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx