2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Физиология ВНД и сенсорных систем_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Физиология ВНД и сенсорных систем
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Смирнова А.В.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: раскрыть основные положения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности,для учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников в учебном процессе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить обучающихся с различными формами индивидуального приспособления к изменяющимся внешним условиям, филогенетическим и онтогенетическим развитием условно-рефлекторной деятельности, теорией функциональных систем, разработанной Анохиным П.К.;
1.4
ознакомить обучающихся с современными представлениями о механизмах памяти, эмоций, целевого поведения, о проблемах системной и динамической локализации функций,
1.5
ознакомить обучающихся с вопросами анализа и синтеза в высшей нервной деятельности, проблемами типов темперамента, соотношением генотипа и фенотипа;
1.6
изучить биологические и социальные предпосылки в развитии поведения и психики ребенка.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "Физиология ВНД и сенсорных систем" обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета  "Биология" на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология
2.2.2
Логопедические технологии
2.2.3
Логопедия (Дизартрия)
2.2.4
Логопедия (Нарушения голоса)
2.2.5
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.2.6
Невропатология
2.2.7
Специальная психология
2.2.8
Техника речи
2.2.9
Формы логопедической работы
2.2.10
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.11
Курсовая работа по модулю 6
2.2.12
Логопедическая ритмика
2.2.13
Логопедия (Ринолалия)
2.2.14
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.15
Планирование логопедической работы
2.2.16
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.17
Психопатология
2.2.18
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.19
Курсовая работа по модулю 7
2.2.20
Логопедия (Алалия)
2.2.21
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.22
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.23
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.24
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.25
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.26
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.27
Психолингвистика
2.2.28
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.29
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.30
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.31
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.32
Производственная преддипломная практика
2.2.33
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.34
Специальная методика преподавания математики
2.2.35
Логопсихология
2.2.36
Основы языкознания
2.2.37
Онтогенез речевой деятельности
2.2.38
Основы генетики
2.2.39
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.40
Речевые игры
2.2.41
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
психофизические особенности обучающихся;
 
 
Уметь:
 
осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических особенностей обучающихся;
 
 
Владеть:
 
методами  образовательно-коррекционной деятельности с учетом психофизических особенностей обучающихся;
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
причины "школьных трудностей";
 
 
Уметь:
 
планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структруры нарушения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
 
Владеть:
 
методами образовательно-коррекционной  работы с учетом структруры нарушения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
структурно-функциональную характеристику центральной нервной системы;
 
 
Уметь:
 
диагностировать основные свойства нервной системы;
 
 
Владеть:
 
навыками организации  исследования психической деятельности человека;
 
 
 
3.1
Знать:
структурно-функциональную характеристику центральной нервной системы;

основные закономерности развития мозга как базы формирования психических процессов;

системы и методы физиологического изучения мозга;

рефлекторную деятельность мозга;

нейрофизиологические механизмы психики;

основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности;

методы оценки свойств нервной системы;

закономерности переработки информации в сенсорных системах;

механизмы организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза;

причины "школьных трудностей".

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2
Уметь:
диагностировать основные свойства нервной системы;

осуществлять методическое обеспечение диагностики типов высшей нервной деятельности;

планировать и организовывать исследования психической деятельности человека;

оценивать эффективность психологических воздействий на человека по изменению условно-рефлекторной деятельности;

оценивать адекватность методов обучения;

создавать благоприятные условия для оптимальной жизнедеятельности растущего организма в процессе обучения и воспитания в школе.

 
3.3
Владеть:
методиками изучения основных свойств нервной системы, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, памяти, восприятия, утомляемости и работоспособности, методиками диагностики самочувствия и настроения, определения функциональной асимметрии мозга,  стрессоустойчивости;

навыками организации  исследования психической деятельности человека.