МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Географии, биологии и методик их преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Физиология ВНД и сенсорных систем
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
к.б.н., Доцент, Смирнова А.В.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: раскрыть основные положения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности,для учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников в учебном процессе.
Задачи освоения дисциплины:
ознакомить обучающихся с различными формами индивидуального приспособления к изменяющимся внешним условиям, филогенетическим и онтогенетическим развитием условно-рефлекторной деятельности, теорией функциональных систем, разработанной Анохиным П.К.;
ознакомить обучающихся с современными представлениями о механизмах памяти, эмоций, целевого поведения, о проблемах системной и динамической локализации функций,
ознакомить обучающихся с вопросами анализа и синтеза в высшей нервной деятельности, проблемами типов темперамента, соотношением генотипа и фенотипа;
изучить биологические и социальные предпосылки в развитии поведения и психики ребенка.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины "Физиология ВНД и сенсорных систем" обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета "Биология" на предыдущем уровне образования.
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Логопедические технологии
Логопедия (Нарушения голоса)
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
Формы логопедической работы
Клиника интеллектуальных нарушений
Курсовая работа по модулю 6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Планирование логопедической работы
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Специальная методика развития речи дошкольников
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Производственная преддипломная практика
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Онтогенез речевой деятельности
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
психофизические особенности обучающихся;
осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических особенностей обучающихся;
методами образовательно-коррекционной деятельности с учетом психофизических особенностей обучающихся;
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
причины "школьных трудностей";
планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структруры нарушения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
методами образовательно-коррекционной работы с учетом структруры нарушения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
структурно-функциональную характеристику центральной нервной системы;
диагностировать основные свойства нервной системы;
навыками организации исследования психической деятельности человека;
структурно-функциональную характеристику центральной нервной системы;
основные закономерности развития мозга как базы формирования психических процессов;
системы и методы физиологического изучения мозга;
рефлекторную деятельность мозга;
нейрофизиологические механизмы психики;
основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности;
методы оценки свойств нервной системы;
закономерности переработки информации в сенсорных системах;
механизмы организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза;
причины "школьных трудностей".
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
диагностировать основные свойства нервной системы;
осуществлять методическое обеспечение диагностики типов высшей нервной деятельности;
планировать и организовывать исследования психической деятельности человека;
оценивать эффективность психологических воздействий на человека по изменению условно-рефлекторной деятельности;
оценивать адекватность методов обучения;
создавать благоприятные условия для оптимальной жизнедеятельности растущего организма в процессе обучения и воспитания в школе.
методиками изучения основных свойств нервной системы, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, памяти, восприятия, утомляемости и работоспособности, методиками диагностики самочувствия и настроения, определения функциональной асимметрии мозга, стрессоустойчивости;
навыками организации исследования психической деятельности человека.