2022-2023_b44_03_05 ИЗОиТ 151_ 051_951 гр__plx_Композиция в живописи и графике
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Композиция в живописи и графике
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
к. пед. наук, доцент, Большакова С.В.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
17
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
18
18
34
34
Практические
34
34
36
36
70
70
Итого ауд.
50
50
54
54
104
104
Кoнтактная рабoта
50
50
54
54
104
104
Сам. работа
58
58
18
18
76
76
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование компетенций обучающимися в области композиции для создания художественных работ графическими и живописными средствами, а также использования полученной подготовки в педагогической деятельности в школе для осуществления контроля и оценки формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить композиционные закономерности создания художественных произведений разных жанров в живописи и графике, научить формулировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки;
1.4
научиться применять знания композиции в собственной художественной деятельности и в преподавании изобразительного искусства в школе, на основе специальных научных знаний в т.ч. в предметной области;
1.5
овладеть методиками композиционной деятельности в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки;
1.6
использовать различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в плане композиционных умений школьников на уроке изобразительного искусства, внеурочной деятельности и иной художественной практике.
1.7
выявлять трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов в самостоятельной композиционной деятельности обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация дополнительного образования (по первому профилю) Художественно-творческая деятельность
2.1.2
Перспектива
2.1.3
Общая и социальная психология
2.1.4
Основы черчения и моделирования
2.1.5
Технологии создания изделий из текстиля и кожи
2.1.6
История (история России, всеобщая история)
2.1.7
Концепции современного естествознания
2.1.8
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.9
Философия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Творческая исследовательская и проектная деятельности
2.2.2
Художественная роспись
2.2.3
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.2.4
Методика обучения предмету "Технология"
2.2.5
Технологии домашнего хозяйства
2.2.6
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.2.7
Технологии получения, преобразования и использования энергии
2.2.8
Основы ландшафтного дизайна
2.2.9
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
2.2.10
Дизайн объектов труда и интерьера
2.2.11
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
2.2.12
Обработка конструкционных материалов
2.2.13
Технология художественной обработки дерева
2.2.14
История изобразительного искусства
2.2.15
Творческая исследовательская и проектная деятельность
2.2.16
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.17
Производственная педагогическая практика
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
терминологию, композиционные законы, принципы, правила станковой композиции на основе специальных научных знаний в т.ч. в предметной области;
3.1.2
механизмы композиционной работы в живописи и графике, в учебной деятельности, способы применения различных диагностических средств, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.1.3
графические и живописные средства построения композиции в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки;
3.1.4
методики преподавания основ композиции, методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
3.1.5
возрастные особенности школьников в выявлении трудностей в обучении основам композиции и корректировки путей достижения образовательных результатов;
3.1.6
дидактические принципы обучения школьников основам композиции в живописи и в графике, различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся.
3.1.7
образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенным профилям подготовки, позволяющие разрабатывать содержание урока изобразительного искусства с учетом сведений композиции.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
формулировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенным профилям подготовки грамотно компоновать изображение (графическое и живописное) по законам композиции;
3.2.2
осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, проводить композиционный анализ произведений мастеров, рисунков школьников;
3.2.3
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся вести композиционно-аналитическую работу с обучающимися, выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов;
3.2.4
разрабатывать сюжетную композицию графического и живописного произведения разных жанров, применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.2.5
методически верно знакомить школьников с основами композиции в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с предметной областью «Изобразительное искусство» согласно освоенным профилям подготовки;
3.2.6
вести мониторинг композиционных умений обучающихся, применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
3.2.7
осуществлять самостоятельную учебно-творческую деятельность в области живописной и графической композиции, демонстрируя специальные научные знания в т.ч. в предметной области.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
терминологией композиции с учетом возрастного уровня обучающихся на основе специальных научных знаний в т.ч. в предметной области;
3.3.2
способами отбора диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в области станковой композицией в графике и живописи;
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
3.3.3
основами методики создания учебно-творческой композиции, навыками формулировки образовательных результатов обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенным профилям подготовки;
3.3.4
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, при построении композиции и при работе с натуры,
3.3.5
способами корректировки композиционных ошибок и выявления трудностей при освоении обучающимися основ композиции в живописи и графике.
3.3.6
навыками организации урочной и внеурочной деятельности в соответствии с предметной областью согласно освоенным профилям подготовки, в том числе в области композиции.
3.3.7
опытом составления развивающих заданий по композиции, методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.