МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Теории и методики начального и дошкольного образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Производственная педагогическая практика
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
канд.пед.наук, доцент, Ганиева Г.Р.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Руководство учебными и производственными практиками
В том числе в форме практ.подготовки
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью практики - обеспечить непрерывность и последовательность овладения обучающимися профессиональными компетенциями и опытом практической деятельности, обеспечивающих успешность педагогической деятельности в качестве учителя начальных классов.
Задачами производственной педагогической практики являются:
- закрепление, углубление и конкретизация результатов теоретической подготовки обучающихся при осознании мотивов и ценностей в избранной профессии;
- приобретение обучающимися практических навыков, опыта и компетенций в сфере профессиональной деятельности;
- получение обучающимися опыта самостоятельной профессионально-ориентированной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки по избранному направлению и присваиваемой квалификации;
- овладение методами и процедурами исследовательской работы и интерпретации полученных результатов, являющихся наиболее универсальными и широко используемыми в различных областях научной и прикладной (практической) деятельности;
- приобретение опыта взаимодействия с участниками педагогического процесса и социальными партнерами образовательной организиции;
- приобретение опыта разработки и проведения уроков, внеурочных мероприятий в предметных областях начального образования с примененим современных образовательных технологий, в том числе информационо-коммуникативных;
- приобретение опыта применения индивидуальной, коллективной, групповой форм организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
Курсовая работа по теории и методике дошкольного образования
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
Производственная педагогическая практика в ДОО
Теория литературы и практика читательской деятельности
Формирование метапредметных образовательных результатов в НОО
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
Практикум по выразительному чтению
Производственная педагогическая практика
Теория и технологии начального языкового образования
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
Методы математической обработки данных
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Основы вожатской деятельности
Производственная педагогическая вожатская практика
Теория и технологии литературного развития детей
Теория и технологии развития речи детей
Теория и технологии физического развития детей
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
Методы исследовательской и проектной деятельности
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
Учебная технологическая практика
Безопасность жизнедеятельности
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
Психология воспитательных практик
Теория и технологии математического развития детей
Учебная практика по естествознанию
Учебная технологическая практика
Теория и технологии экологического образования детей
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
История (история России, всеобщая история)
Методика и технологии дошкольного образования
Методика и технологии обучения в начальной школе
Технологии цифрового образования
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
Финансово-экономический практикум
Основы медицинских знаний
Русский язык и культура речи
Физическая культура и спорт
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Курсовая работа по теории и методике дошкольного образования
Производственная педагогическая практика в ДОО
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
Формирование метапредметных образовательных результатов в НОО
Курсовая работа по теории и методике начального образования
Производственная педагогическая практика
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Методика формирования УУД у младших школьников
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1: Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения
УК-3.2: Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
ПК-3.1: Владеет способами интеграции образовательных областей (ФГОС ДО) и учебных предметов (ФГОС НОО) для организации разных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в организации разных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.3: Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
способы работы в команде, проявления лидерских качеств и умений;
нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики;
педагогические, цифровые технологии, используемые при разработке основных и дополнительных программ начального образования и их элементов;
способы управления учеными группами с целью вовлечения младших школьников в процесс обучения и воспитания, оказания помощи и поддержки в организации деятельности ученических органов самоуправления;
способы формирования у младших школьников гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей;
содержание, методы, приемы организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся;
специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности младших школьников;
способы взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ начального образования;
методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний в предметных областях начального образования;
способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности младшего школьника (учебной, игровой, трудовой, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов и других мероприятий (по выбору);
структуру, состав и дидактические единицы предметных областей начального образования;
способы формирования развивающей образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов начального образования.
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
основы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, методы, приемы и средства, формы организации обучения в начальной школе с учетом характера познавательной деятельности обучающихся;
способы определения и формулирования цели и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
способы достижения образовательных результатов обучающихся в рамках учебных предметов начального образования;
принципы отбора диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
основы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, методы, приемы и средства, формы организации обучения в начальной школе с учетом характера познавательной деятельности обучающихся, в.т.ч с особыми образовательными потребностями;
способы организации урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.
применять в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики;
разрабатывать программы учебных предметов начального образования , программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования;
проектировать индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов начального образования и программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся;
отбирать педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные, используемые при разработке основных и дополнительных образовательных программ, план-конспектов внеурочных занятий, технологических карт уроков по учебным предметам начального образования;
проектировать диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями,в соответствие с требованиями ФГОС НОО;
использовать педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся;
управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления;
формировать у обучающихся гражданскую позицию, толерантность и навыки поведения в поликультурной среде, способность к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей;
осуществлять контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности;
выявлять и корректировать трудности в обучении, разрабатывать предложения по совершенствованию образовательного процесса;
применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания;
взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся, со специалистами в рамках психолого-педагогического консилиума, представителями организаций образования, социально-духовной сферы, СМИ и др.;
применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметных областях начального образования;
проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметных областей начального образования, психолого-педагогических знаний и научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса;
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
ставить воспитательные цели, проектировать воспитательную деятельность и реализовать в соответствиии с требованиями ФГОС НОО и спецификой учебных предметов начального образования;
организовать и оценивать различные виды внеурочной деятельности младшего школьника (учебная, игровая, трудовая, спортивная, художественная и т.д.), применять методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов и других мероприятий (по выбору);
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответсвии с требованиями ФГОС НОО;разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы и приемы и технологии обучения, в том числе информационные;
выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности;
использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности;
использовать образовательный потнциал социокультурной среды региона в преподавании учебных предметов начального образования и организации внеурочной деятельности.
навыками применения в своей деятельности основных нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики;
навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов освоения программ учебных предметов начального образования и программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся;
навыками отбора педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ, план-конспектов внеурочных занятий, технологических карт уроков по учебным предметам начального образования;
навыками проектирования диагностируемых целей (требованиий к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями,в соответствие с требованиями ФГОС НОО;
навыками использования педагогически обоснованных содержания, форм, методов и приемов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся;
навыками управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказания помощи и поддержки в организации деятельности ученических органов самоуправления;
навыками формирования у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей;
навыками осуществления контроля и оценки образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности;
навыками выявления и корректировки трудностей в обучении, разрабатывания предложения по совершенствованию образовательного процесса;
навыками применения специальных технологий и методов, позволяющих проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания;
навыками взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, со специалистами в рамках психолого-педагогического консилиума, представителями организаций образования, социально-духовной сферы, СМИ и др.;
навыками применения методов анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметных областях начального образования;
навыками проектирования и осуществления учебно-воспитательного процесса с опорой на знания предметных областей начального образования, психолого-педагогических знаний и научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса;
навыками постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и реализоции в соответствиии с требованиями ФГОС НОО и специфики учебных предметов начального образования;
навыками организации и оценивания различных видов внеурочной деятельности младшего школьника (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применения методов и форм организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов и других мероприятий (по выбору);
навыками осуществления отбора учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответсвии с требованиями ФГОС НОО;
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
навыками разрабатывания различных форм учебных занятий, применения методов и приемов и технологий обучения, в том числе информационных;
навыками выбора современных информационных технологии и программных средств, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности;
навыками использования цифровых ресурсов для решения задач профессиональной деятельности;
навыками использования образовательного потнциала социокультурной среды региона в преподавании учебных предметов начального образования и организации внеурочной деятельности.
способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и т.д.