МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы Общая педагогика, история педагогики и образования
доц., Гумерова Марина Миннегалиевна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Руководство учебными и производственными практиками
В том числе в форме практ.подготовки
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является комплексное изучение системы работы ВУЗа, приобретение опыта педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, овладение методикой проведения отдельных видов учебных занятий, в том числе в интерактивной форме, подготовки учебно-методических материалов по учебным дисциплинам основной образовательной программы высшего образования.
получение знаний о структуре и содержании основной профессиональной образовательной программы высшего образования по выбранному профилю подготовки;
ознакомление и формирование умений проектирования, организации и реализации определенных видов преподавательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО, ОП по выбранному профилю подготовки;
формирование умений осуществлять выбор современных образовательных технологий, инновационных форм и методов организации образовательного процесса в высшей школе с учетом психологических основ учебной деятельности студентов и психологических механизмов взаимодействия педагога и обучающегося, а также членов студенческой группы;
овладение опытом проектирования занятия в соответствии с его типом, формой и воспитательным потенциалом содержания учебной информации (лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, индивидуальная работа и др.);
приобретение опыта разработки учебно-методического сопровождения по читаемой дисциплине и определения места в нем аудио-, видео- и других технических средств, включая компьютерную технику;
приобретение опыта диагностики уровня собственного профессионального и личностного развития;
формирование опыта планирования собственного профессионального и личностного развития;
формирование опыта оценивания результативности преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования с учетом выбранного профиля подготовки.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Математические методы в педагогическом исследовании
Методология научного исследования (в общей педагогике)
Теория и практика современного образования
История образования в Республике Татарстан
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
Методология подготовки к ГИА
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-1: владением методологией и методами педагогического исследования
теоретические и эмпирические методы исследовательской деятельности.
подбирать и конструировать эмпирические методы исследования в соответствии со своим исследованием.
навыками подбора методов исследовательской деятельности в процессе обучения.
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
ОПК-2: владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий
особенности исследований в области педагогического знания.
использовать интернет-ресурсы для деловой научной переписки и извлечения информации.
навыками использования интернет-ресурсов для поиска научной информации.
ОПК-4: готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук
основные достижения и тенденции развития соответствующей предметной и научной области и ее взаимосвязи с другими науками;
контролировать и оценивать эффективность учебной деятельности студентов;
методами научных исследований и организацией коллективной научно-исследовательской работы.
ОПК-7: способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития
порядок реализации основных положений и требований документов, регламентирующих деятельность вуза, кафедры и преподавательского состава по совершенствованию учебно-воспитательной, методической и научной работы на основе государственных образовательных стандартов; о
осуществлять методическую работу по проектированию и организации учебного процесса;
основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе;
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
основные методы научно-исследовательской деятельности
выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах;
навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования;
УК-3: готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
научные и научно-образовательные задачи и проблемы, возникающие в области образования.
оперативно включиться в разработку исследовательских проектов и программ, направленных на решение научных и научно-образовательных программ.
навыками разработки и представления научно-исследовательских проектов и программ, направленных на решение научных и научно-образовательных задач.
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
возможные сферы и направления профессиональной самореализации;
выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту;
приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач;
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
ПК-1: Способен осуществлять критический обзор исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных исследованиях и инновационных разработках
основные принципы, методы и формы организации научно-педагогического процесса в вузе;
использовать при изложении предметного материала взаимосвязи научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая возможности привлечения собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса;
методикой самооценки и самоанализа результатов и эффективности проведения аудиторных занятий различных видов.
основные методы научно-исследовательской деятельности;научные и научно-образовательные задачи и проблемы, возникающие в области образования;возможные сферы и направления профессиональной самореализации; приемы и технологии целеполагания и целереализации; пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития;теоретические и эмпирические методы исследовательской деятельности;особенности исследований в области педагогического знания;основные достижения и тенденции развития соответствующей предметной и научной области и ее взаимосвязи с другими науками; правовые и нормативные основы функционирования системы образования;порядок реализации основных положений и требований документов, регламентирующих деятельность вуза, кафедры и преподавательского состава по совершенствованию учебно-воспитательной, методической и научной работы на основе государственных образовательных стандартов; основы учебно-методической работы в высшей школе;основные принципы, методы и формы организации научно-педагогического процесса в вузе; методы контроля и оценки профессионально значимых качеств обучаемых.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника; избегать автоматического применения стандартных формул и приемов при решении задач;оперативно включиться в разработку исследовательских проектов и программ, направленных на решение научных и научно-образовательных программ;выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту; формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей;подбирать и конструировать эмпирические методы исследования в соответствии со своим исследованием;использовать интернет-ресурсы для деловой научной переписки и извлечения информации;контролировать и оценивать эффективность учебной деятельности студентов; выполнять анализ возникающих в педагогической деятельности затруднений и разрабатывать план действий по их разрешению;осуществлять методическую работу по проектированию и организации учебного процесса; формировать общую стратегию изучения дисциплины на основе деятельностного научно-методического подхода; конкретизировать цель изучения любых фрагментов учебного материала дисциплины в соответствии с необходимостью в деятельности специалиста определенного профиля;использовать при изложении предметного материала взаимосвязи научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая возможности привлечения собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса; проводить на требуемом уровне основные виды учебных занятий с использованием принципа проблемности и технических средств обучения.
навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования;навыками разработки и представления научно-исследовательских проектов и программ, направленных на решение научных и научно-образовательных задач;приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования;навыками подбора методов исследовательской деятельности в процессе обучения;навыками использования интернет-ресурсов для поиска научной информации;методами научных исследований и организацией коллективной научно-исследовательской работы;основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе; методикой и технологией проведения различных видов учебных занятий;методикой самооценки и самоанализа результатов и эффективности проведения аудиторных занятий различных видов.