МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Введение в логопедическую специальность
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся интереса к своей будущей профессии, создание базовых представлений о логопедии как науке, логопедии как одной из отраслей специальной педагогики.
Задачи освоения дисциплины:
формирование знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике речевых нарушений;
ознакомление с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с нарушениями речи;
формирование знаний и представлений о специальной педагогики и логопедии как раздела специальной педагогики (понятий аппарат, систематика нарушений развития, причины и классификации речевых нарушений);
ознакомление с основными нормативно-правовыми документами, которыми руководствуется в своей деятельности логопед.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
В качестве предварительной подготовки к изучению дисциплины понимается освоенный предыдущий уровень образования
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Практикум по переводу профессиональных текстов
Теории обучения и воспитания
Формы логопедической работы
Безопасность жизнедеятельности
Основы правовой защиты детства и инвалидов
Планирование логопедической работы
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Физическая культура и спорт
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Противодействие терроризму и экстремизму
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Специальная методика развития речи дошкольников
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Производственная преддипломная практика
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-1: готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
Профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
Определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
Структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере специального образования
Использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ
Навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач сферы специального образования
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией, формы логопедического воздействия.
Планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ.
Навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности.
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
социально-значимые проблемы;
особенности лиц с ОВЗ;
сущность, ценностные (в том числе этические) характеристики и социальную значимость (в том числе востребованность) профессии;
мотивационные ориентации и требования к личности и деятельности;
ориентиры личностного и профессионального развития в сфере профессиональной деятельности
ценностные и этические основы профессиональной деятельности;
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодёжи, федеральные государственные образовательные стандарты;
законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство;
основные направления образовательно-коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи с различной структурой дефекта;
структуру и основные направления анализа образовательно-коррекционной деятельности;
содержание и требования к организации образовательно-коррекционной деятельности с обучающимися с ОВЗ с различной структурой дефекта;
возможности оптимизации образовательно-коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с различной структурой дефекта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
определять цели, задачи и содержание профессиональной деятельности;
взаимодействовать с детьми с ОВЗ;
выявлять сущность проблем в профессиональной деятельности;
наладить контакт с родителями детей с ОВЗ и лицами с ОВЗ.
применять нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики;
планировать свою деятельность в соответствии с нормами образовательного законодательства;
анализировать тексты законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.
планировать и реализовывать образовательно-коррекционную деятельность в различных условиях взаимодействия с детьми с ОВЗ;
анализировать собственную образовательно-коррекционную деятельность с учетом современных требований и индивидуальных и типологических особенностей обучающихся с ОВЗ;
намечать пути совершенствования собственной образовательно-коррекционной деятельности.
навыками оценки и критического анализа готовности к профессиональной деятельности;
методами работы с детьми с ОВЗ и лицами с ОВЗ;
навыками делового и профессионального общения;
навыками работы с нормативно-правовой документацией;
навыками по соблюдению правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций;
традиционными и инновационными технологиями образовательно-коррекционной деятельности;
навыками критического анализа собственной образовательно-коррекционной деятельности;
обладать стремлением к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.