МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
к.пед. н., доцент, Садыкова Л.Р.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся представлений о методологии и практике изучения, консультирования и сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи освоения дисциплины:
формирование общетеоретических научных знаний по вопросам организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование навыков проектирования и реализации программ психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование навыков прогнозирования результатов психолого-педагогической диагностики, коррекционного обучения, воспитания и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья в семье;
формирование навыков организации консультативной и психокоррекционной работы с родителями лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Коммуникативный практикум
Логопедия (Введение в логопедию)
Противодействие коррупции
Психолого-педагогический практикум
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
Коммуникативный практикум
Психолого-педагогический практикум
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная преддипломная практика
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-6: способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
общие основы профессиональной этики и социальные нормы
использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
моральными ориентирами и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса по заданным параметрам
навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом особенностей развития детей
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
особенности взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением лиц с ОВЗ
проводить педагогическую диагностику особенностей семейного воспитания и особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ с ближайшим окружением
способами планирования психолого-педагогического сопровождения
основы социального взаимодействия и сотрудничества в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм;
законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания;
психолого-педагогические основы учебной деятельности в части учета индивидуализации обучения;
психологию семейного воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья;
основы психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
устанавливать и поддерживать социальные и профессиональные контакты, ориентируясь на этические нормы в ситуациях межличностного взаимодействия;
использовать знания об особенностях развития обучающихся, в том числе с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной работы;
применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания;
составлять (совместно с другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося, в том числе с ОВЗ;
анализировать психолого-педагогическое сопровождение семей лиц с ОВЗ и взаимодействие с ближайшим заинтересованным окружением;
разрабатывать методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением.
приемами взаимодействия с сотрудниками, выполняющими различные профессиональные задачи;
навыками взаимодействия и сотрудничества в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм;
навыками учета особенностей развития обучающихся, в том числе с ОВЗ в процессе психолого-педагогического сопровождения;
навыками использования психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с ОВЗ;
навыками оказания адресной помощи обучающимся, в том числе с ОВЗ;
навыками понимания документации специалистов (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и т.д.);
навыками психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением;
технологиями разработки новых путей психолого-педагогического сопровождения. процессов социализации лиц с ОВЗ.