МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Географии, биологии и методик их преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Физиология высшей нервной деятельности
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
кандидат биологических наук, доцент, Смирнова А.В.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z44.03.05 ФК и БЖ 2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: раскрыть основные положения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности,для учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников в учебном процессе.
Задачи освоения дисциплины:
ознакомить с различными формами индивидуального приспособления к изменяющимся внешним условиям, филогенетическим и онтогенетическим развитием условно-рефлекторной деятельности, теорией функциональных систем, разработанной Анохиным П.К.;
ознакомить с современными представлениями о механизмах памяти, эмоций, целевого поведения, о проблемах системной и динамической локализации функций,
ознакомить с вопросами анализа и синтеза в высшей нервной деятельности, проблемами типов темперамента, соотношением генотипа и фенотипа;
изучить биологические и социальные предпосылки в развитии поведения и психики ребенка.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины "Физиология ВНД " обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин
Основы экологической культуры
Производственная практика по воспитательной работе
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
Учебная практика по физической культуре
Учебная ознакомительная практика
Функциональная диагностика в физической культуре и спорте
Основы устойчивого развития
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Международное олимпийское движение
Организация дополнительного образования по физической культуре и спорту
Производственная преддипломная практика
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
История физической культуры
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1: Определяет свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Безопасность жизнедеятельности"
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УП: z44.03.05 ФК и БЖ 2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
структурно-функциональную характеристику центральной нервной системы;
основные закономерности развития мозга как базы формирования психических процессов;
системы и методы физиологического изучения мозга;
рефлекторную деятельность мозга;
нейрофизиологические механизмы психики;
основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности;
методы оценки свойств нервной системы;
механизмы организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза;
причины "школьных трудностей".
диагностировать основные свойства нервной системы;
осуществлять методическое обеспечение диагностики типов высшей нервной деятельности;
планировать и организовывать исследования психической деятельности человека;
оценивать эффективность психологических воздействий на человека по изменению условно-рефлекторной деятельности;
оценивать адекватность методов обучения;
создавать благоприятные условия для оптимальной жизнедеятельности растущего организма в процессе обучения и воспитания в школе.
навыками изучения основных свойств нервной системы, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, памяти, восприятия, утомляемости и работоспособности, диагностики самочувствия и настроения, определения функциональной асимметрии мозга, стрессоустойчивости;
навыками организации исследования психической деятельности человека;
навыками диагностики причин школьной неуспеваемости.
УП: z44.03.05 ФК и БЖ 2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx