2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Методика обучения истории_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика обучения истории
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
преп. , Альменеев А.Г.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
13 2/6
13
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
26
26
52
52
Практические
52
52
52
52
104
104
Итого ауд.
78
78
78
78
156
156
Кoнтактная рабoта
78
78
78
78
156
156
Сам. работа
138
138
66
66
204
204
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
216
216
180
180
396
396
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании соответствующего требованиям ФГОС ВО уровня профессиональной квалификационной подготовки бакалавров, способных овладеть профессиональными компетенциями, лежащими в основе различных видов профессиональной педагогической деятельности, обеспечивающими реализацию современных задач школьного исторического образования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать способность демонстрировать умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ;
1.4
сформировать способность демонстрировать умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
1.5
сформировать способность применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
1.6
сформировать способность формулировать выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов;
1.7
сформировать способность формулировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки;
1.8
сформировать способность осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
1.9
сформировать способность владения методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
1.10
сформировать способность осуществлять урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Архивоведение
2.1.2
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.1.3
История средних веков
2.1.4
История Татарстана
2.1.5
Психология
2.1.6
Психология воспитательных практик
2.1.7
Учебная архивная практика
2.1.8
Учебная технологическая практика
2.1.9
Источниковедение
2.1.10
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.1.11
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение
2.1.12
Археология
2.1.13
История древнего мира
2.1.14
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.15
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.16
Логика
2.1.17
История государственности и права тюркских народов
2.1.18
Музееведение
2.1.19
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.1.20
Исторический роман
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Историография
2.2.2
История философии
2.2.3
Культурология
2.2.4
Методика обучения обществознанию
2.2.5
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.6
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.2.7
Практикум по организации работы с родителями
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2.8
Производственная педагогическая  практика
2.2.9
Средства оценивания результатов обучения истории и обществознанию
2.2.10
Производственная педагогическая практика
2.2.11
Учебная музейная практика
2.2.12
История мировой культуры
2.2.13
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.14
Правоведение
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.17
Экономика
2.2.18
Этика
2.2.19
Этнология и социальная антропология
2.2.20
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.21
История зарубежной литературы XIX-XX в.
2.2.22
Литература древней и средневековой Руси
2.2.23
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
2.2.24
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.25
Религиоведение
2.2.26
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
2.2.27
Мировая экономика
2.2.28
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
2.2.29
История русской литературы XIX-XX в.
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.1: Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные программы развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.1.2
перечень планируемых результатов обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
3.1.3
различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.1.4
возможные трудности при обучении и пути коррекции при достижении образовательных результатов в предметной области "История России. Всеобщая история";
3.1.5
основные образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки;
3.1.6
диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в предметной области "История России. Всеобщая история";
3.1.7
различные методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
3.1.8
методы урочной и внеурочной деятельности в соответствии с предметной областью "История России. Всеобщая история"
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
демонстрировать разработку программы развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ;
3.2.2
разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
3.2.3
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в предметной области "История России. Всеобщая история";
3.2.4
формулировать выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов в предметной области "История России. Всеобщая история";
3.2.5
формулировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки;
3.2.6
осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по предмету "История России. Всеобщая история";
3.2.7
пользоваться методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
3.2.8
осуществлять урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки программы развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ;
3.3.2
навыками разработки планируемых результатов обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
3.3.3
навыками разработки различных диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в предметной области "История России. Всеобщая история";
3.3.4
навыками разработки корректирования путей достижения образовательных результатов при выявлении трудностей в процессе обучения по предмету "История России. Всеобщая история";
3.3.5
навыками разработки образовательных результатов обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки;
3.3.6
навыками разработки диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в предметной области "История России. Всеобщая история";
3.3.7
навыками разработки различных методов анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
3.3.8
навыками разработки различных методов проведения урочной и внеурочной деятельности в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx