2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Научно-исследовательская деятельность_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Научно-исследовательская деятельность
Направление подготовки
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
Профессор, Маркова Н.Г.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
16 4/6
16 2/6
8 2/6
8 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Руководство ВКР
10
10
10
10
10
10
10
10
40
40
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
10
10
10
10
40
40
Сам. работа
422
422
422
422
422
422
422
422
1688
1688
Итого
432
432
432
432
432
432
432
432
1728
1728
 
 
стр. 2
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью осуществления обучающимися научно-исследовательской деятельности (далее – НИД) является подготовка исследователей в области образования и педагогических наук, обладающих универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, обладающих готовностью и способностью вести научно-исследовательскую деятельность в области образования и социальной сферы.
1.2
Задачи осуществления обучающимися научно-исследовательской деятельности:
1.3
1. углубление, закрепление и реализация в исследовательской деятельности теоретиче-ских знаний по педагогике и методологии научного исследования;
1.4
2. овладение умениями и навыками научной работы в области образования и педаго-гических наук;
1.5
3. формирование способности к творческому продуцированию педагогического зна-ния;
1.6
4. овладение современными технологиями организации научного и научно-педагогического процессов;
1.7
5. формирование чувства ответственности за свою интеллектуальную деятельность и ее результаты, усвоение норм профессиональной этики;
1.8
6. формирование способности к проведению оригинального научного исследования самостоятельно и (или) в составе научного коллектива;
1.9
7. формирование способности презентации и подготовки к публикации результатов исследовательской деятельности;
1.10
8. подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для осуществления научно-исследовательской деятельности обучающийся использует знания, умения, навыки, способы деятельности, установки и компетенции, сформированные на предыдущих уровнях образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методология подготовки к ГИА
2.2.2
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: владением методологией и методами педагогического исследования 
 
Знать:
 
Содержание теоретического исследования
 
 
Уметь:
 
Проводить теоретическое исследование
 
 
Владеть:
 
Навыками проведения теоретическое исследование
 
 
 
ОПК-2: владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий 
 
Знать:
 
Электронные базы данных научных исследований
 
 
Уметь:
 
Пользоваться электронными базами данных в научных исследованиях
 
 
Владеть:
 
Навыками использования электронных база данных в научных исследованиях
 
 
 
ОПК-3: способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований 
 
Знать:
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Переменные исследования: зависимые, независимые и побочные
 
 
Уметь:
 
Выделять зависимые, независимые и контролировать побочные переменные в исследовании
 
 
Владеть:
 
Навыками выделения зависимых, независимых и контроля побочных переменных
 
 
 
ОПК-5: способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя 
 
Знать:
 
основные понятия: «учебная деятельность», «структура учебной деятельности», «приемы организации индивидуальной и совместной деятельности»; «уровни развития игровой, учебной деятельности», «структура игровой, учебной деятельности», «субъект игровой, учебной деятельности»;
 
 
Уметь:
 
анализировать эффективность работы педагога по организации им детской деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками организации индивидуальной и совместной деятельности детей для достижения целей развития
 
 
 
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях 
 
Знать:
 
современные научные достижения, новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
 
 
Уметь:
 
выделять современные научные достижения, новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
 
 
Владеть:
 
навыками  критического анализа и оценки современных научных достижений, новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных
 
 
 
УК-3: готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач 
 
Знать:
 
российские и международные исследовательские коллективы, методы анализа и оценки современных научных достижений,  новые идеи решения задач в междисциплинарных областях
 
 
Уметь:
 
находить информацию об условиях участия в деятельности российских и зарубежных исследовательских коллективов
 
 
Владеть:
 
знаниями об особенностях  проведения  исследовательской работы и участия в российских проектах
 
 
 
УК-4: готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках 
 
Знать:
 
базовые методы  научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках
 
 
Уметь:
 
применять  методы  научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры научной коммуникации на государственном и иностранном языках;
 
 
 
ПК-1: Способен осуществлять критический обзор исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использовать результаты в собственных  исследованиях и инновационных разработках 
 
Знать:
 
критерии, правила и закономерности осуществления критического обзора  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований  и использования результатов в собственных исследованиях и инновационных разработках;
 
 
Уметь:
 
определять критерии, правила и закономерности осуществления критического обзора  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований  и использования результатов в 
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
собственных исследованиях и инновационных разработках;
 
 
Владеть:
 
критериями, правилами и закономерностями осуществления критического обзора  исследований в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований  и использования результатов в собственных исследованиях и инновационных разработках;
 
 
 
ПК-3: Способен разрабатывать комплексы научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
Знать:
 
правила и критерии  разработки научно -методических материалов и учебных пособий в области образования
 
 
Уметь:
 
применять правила и критерии  разработки научно -методических материалов и учебных пособий в области образования
 
 
Владеть:
 
критериями и првилами разработки  научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
 
 
3.1
Знать:
1. методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

2. особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме в зависимости от аудитории;

3. методы и технологии научной коммуникации и полемики на государственном и иностранном языках;

4. современные проблемы и методологию теоретических и экспериментальных работ в области профессиональной деятельности;

5. способы получения новых возможностей научного исследования с использовани-ем информационных технологий;

6. методы анализа и обработки исследовательских данных, особенности педагогиче-ского и социально-педагогического проектирования;

7. закономерности развития педагогической теории и образовательной практики;

8. методики и технологии осуществления критического обзора исследований в обла-сти образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использования резуль-татов в собственных исследованиях и инновационных разработках;

9. методики и технологии разработки комплексов научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
1. генерировать новые идеи на основе передовых научных достижений, опираться на междисциплинарные научные достижения как основу продуктивного решения разнообразных научных проблем;

2. следовать нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научнообразовательных задач; осуществлять личностный выбор в процессе работы в российских и междуна-родных исследовательских коллективах, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой, коллегами и обществом;

3. подбирать литературу по теме, переводить и реферировать специальную литерату-ру, готовить научные доклады и презентации на базе прочитанной специальной литературы, объяснить свою точку зрения и рассказать о своих планах;

4. применять методологию на практике в профессиональной деятельности;

5. применять информационные технологии на практике для получения новой науч-ной информации;

6. анализировать, систематизировать и обобщать информацию по теме исследования, отслеживать тенденции и прогнозировать изменения в образовательной и социокультурной среде;

7. самостоятельно оценивать педагогические проблемы и находить способы их реше-ния;

8. применять методики и технологии осуществления критического обзора исследова-ний в области образования и педагогики, междисциплинарных исследований и использова-ния результатов в собственных исследованиях и инновационных разработках;

9. применять методики и технологии разработки комплексов научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования.

 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
3.3
Владеть:
1. навыками критического анализа и оценки современных научных достижений, способностью генерировать новые идеи при решении исследовательских задач;

2. навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т.ч. междисциплинарного характера возникающих в науке на современном этапе ее развития, технологиями планирования профессиональной деятельности в сфере научных исследований.

3. методами, технологиями и типами коммуникаций при осуществлении профессио-нальной деятельности на государственном и иностранном языках, навыками понимания и анализа научных текстов на государственном и иностранном языках, в том числе сложных текстов на абстрактные и конкретные темы;

4. методологическими основами современной науки;

5. навыками использования информационных технологий в исследовательской дея-тельности;

6. методами анализа научных и практических исследований, а также расчета эффек-тивности предложенных разработок, методик, программ, способами сбора, обработки, систе-матизации информации, подведения итогов, изучения и использования передового опыта;

7. навыками анализа и разработки элементов педагогических теорий и концепций, способностями планировать, организовывать и контролировать процесс работы;

8. способностью осуществлять критический обзора исследований в области образо-вания и педагогики, междисциплинарных исследований и использования результатов в соб-ственных исследованиях и инновационных разработках;

9. способностью разрабатывать комплексы научно-методических материалов и учеб-ных пособий с использованием современных научных знаний в области образования.