МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
к.филол.н, доцент, Ганиева А.М.;
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целями освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья» являются формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области диагностики психофизического развития лиц с ОВЗ
- Формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной деятельности.
- Формирование у студентов практических навыков своевременного выявления нарушений развития у детей;
- Формирование навыков психологического и педагогического изучения детей с учетом имеющихся нарушений;
- Формирование теоретико– методологических основ психодиагностического процесса и современных подходов к организации и методическому обеспечению изучения детей с отклонениями в развитии;
- Овладение студентами умениями применения основных психодиагностических методик и путей анализа и системы отбора детей в специальные образовательные учреждения и спецификой диагностической работы в инклюзивном (интегрированном) образовании;
- Обеспечение готовности бакалавров к профессиональной деятельности как в условиях специального (коррекционного) образования, так и в условиях инклюзивного (интегрированного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Логопедия (Нарушения голоса)
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
Формы логопедической работы
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Физиология ВНД и сенсорных систем
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Специальная методика развития речи дошкольников
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная практика научно-исследовательская работа
Производственная преддипломная практика
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
Представление о дизонтогенезе, его параметрах
учитывать возротсные особенности лиц с ОВЗ при построение педагогического маршрута
навыками разработки оптимального корреционно-педагогического маршрута с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
Этиологию и патогенез детей с ОВЗ
составлять инидвидуальную коррекционную программу на основе диагностчиеских данных
навыками разработки специальных образовательный прогрмм в учреждениях с 1 по 8 виды.
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
Классификацию дизонтогенеза
Определить оптимальный метод диагностики ребенка с ОВЗ с учетом возрастных особенностей и типа дизонтогенеза
нвыками организации психолого-педагогического исследования ребенка с ОВЗ
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
Оснонвые методы психоого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ
Проовить обучающий эксперимент с детьми с ОВЗ
навыками организации диагностических исследований в учреждения коррекционного типа
- теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса;
- современными подходами к организации и методическому обеспечению изучения детей и взрослых;
- основными психодиагностическими методиками.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- выбирать методы диагностики в зависимости от психического развития ребенка;
- адаптировать методики к возрастным особенностям испытуемого;
- проводить количественный и качественный анализ результатов психолого-педагогической исследования с целью включения полученных данных в общую картину развития ребенка;
- на основании диагностики определять пути коррекционной работы;
- проводить консультирование родителей и педагогов по коррекционно-воспитательной работе с детьми.
- применения диагностических методик в работе с лицами, имеющими ОВЗ
- интерпретации и анализа данных диагностической работы