2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.филол.н, доцент, Ганиева А.М.;
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
147
147
147
147
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
180
180
180
180
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целями освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья» являются формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области диагностики психофизического развития лиц с ОВЗ
1.2
Задачи:
1.3
- Формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной  деятельности.
1.4
- Формирование у студентов практических навыков своевременного выявления нарушений развития у детей;
1.5
- Формирование навыков психологического и педагогического изучения детей с учетом имеющихся нарушений;
1.6
- Формирование теоретико– методологических основ психодиагностического процесса и современных подходов к организации и методическому обеспечению изучения детей с отклонениями в развитии;
1.7
- Овладение студентами умениями применения  основных психодиагностических методик и путей анализа и системы отбора детей в специальные образовательные учреждения и спецификой диагностической работы в инклюзивном (интегрированном) образовании;
1.8
- Обеспечение готовности бакалавров к профессиональной деятельности как в условиях специального (коррекционного) образования, так и в условиях инклюзивного (интегрированного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Логопедия (Дизартрия)
2.1.2
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.3
Логопсихология
2.1.4
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.5
Невропатология
2.1.6
Основы языкознания
2.1.7
Техника речи
2.1.8
Формы логопедической работы
2.1.9
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.10
Логопедия (Дислалия)
2.1.11
Специальная педагогика
2.1.12
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.13
Логопсихология
2.1.14
Основы языкознания
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.2
Курсовая работа по модулю 7
2.2.3
Логопедия (Алалия)
2.2.4
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.5
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.6
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.7
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.8
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.9
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.10
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.13
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.14
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.15
Речевые игры
2.2.16
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.17
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.18
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.19
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.20
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.21
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.22
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.23
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.24
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.25
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.26
Производственная преддипломная практика
2.2.27
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.28
Специальная методика преподавания математики
2.2.29
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.30
Речевые игры
2.2.31
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.32
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.33
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.34
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.35
Психология личности и профессиональное самоопределение
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Представление о дизонтогенезе, его параметрах
 
 
Уметь:
 
учитывать возротсные особенности лиц с ОВЗ при построение педагогического маршрута
 
 
Владеть:
 
навыками разработки  оптимального  корреционно-педагогического маршрута  с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Этиологию и патогенез детей с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
составлять инидвидуальную коррекционную программу на основе диагностчиеских данных
 
 
Владеть:
 
навыками разработки специальных образовательный прогрмм в учреждениях с 1 по 8 виды.
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Классификацию дизонтогенеза
 
 
Уметь:
 
Определить оптимальный метод диагностики ребенка с ОВЗ с учетом возрастных особенностей и типа дизонтогенеза
 
 
Владеть:
 
нвыками организации психолого-педагогического исследования ребенка с ОВЗ
 
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать:
 
Оснонвые методы психоого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Проовить обучающий эксперимент с детьми с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
навыками организации диагностических исследований в учреждения коррекционного типа
 
 
 
3.1
Знать:
- теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса;

- современными подходами к организации и методическому обеспечению изучения детей и взрослых;

- основными психодиагностическими методиками.  

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
- выбирать методы диагностики в зависимости от психического развития ребенка;

- адаптировать методики к возрастным особенностям испытуемого;

- проводить количественный и качественный анализ результатов психолого-педагогической исследования с целью включения полученных данных в общую картину развития ребенка;

- на основании диагностики определять пути коррекционной работы;

- проводить  консультирование  родителей  и  педагогов   по  коррекционно-воспитательной работе с детьми.

 
3.3
Владеть:
- применения диагностических методик в работе с лицами, имеющими ОВЗ

- интерпретации и анализа данных диагностической работы