МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Русская и зарубежная литература в школе
44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Русский язык и литература
кфн, доц., Галиуллин Р.Р.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - создать систему учебно-методических знаний о преподавании русской и зарубежной литературы в школе, направленных на формировании нравственных позиций и обогащении духовного мира личности, в развитии эстетического вкуса обучающихся, умения свободно выражать себя в речи и определять отношение к прочитанному, в подготовке к восприятию произведений писателей разных стран в контексте мирового литературного процесса.
Задачи освоения дисциплины:
формирование у студентов системы знаний по русской литературе, отражающих степень их филологической подготовки в целом;
формирование филологического мышления (владение историко-литературным, критическим, теоретическим материалом, умение анализировать художественный текст и литературоведческие источники);
создание у них установки на овладение глубокими и прочными теоретическими знаниями по организации процесса обучения литературе на базовом и профильном уровнях.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Учебная ознакомительная практика
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная педагогическая практика
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Современные средства оценивания результатов обучения по предметам Русский язык, Литература
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-7.2: Умеет использовать особенности образовательной среды учреждения для реализации взаимодействия субъектов; составлять (совместно с другими специалистами) планы взаимодействия участников образовательных отношений; использовать для организации взаимодействия приемы организаторской деятельности
ОПК-7.3: Владеет технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе; способами решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся; приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
ОПК-6.1: Знает психолого-педагогические основы учебной деятельности; принципы проектирования и особенности использования психолого-педагогических (в том числе инклюзивных) технологий в профессиональной деятельности с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
ОПК-3.1: Знает основы применения образовательных технологий (в том числе в условиях инклюзивного образовательного процесса), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; основные приемы и типологию технологий индивидуализации обучения
ОПК-3.2: Умеет взаимодействовать с другими специалистами в процессе реализации образовательного процесса; соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся на соответствующем уровне образования
ОПК-3.3: Владеет методами (первичного) выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями; действиями (умениями) оказания адресной помощи обучающимся на соответствующем уровне образования
содержание учебного предмета "литература" и этапы литературного образования, государственный стандарт литературного образования, основные федеральные и региональные УМК по литературе;
этапы литературного развития читателя-школьника и в соответствии с ними – этапы изучения литературного произведения;
должен знать основные термины и понятия, связанные с изучаемым предметом;
основы применения образовательных технологий в процессе обучения;
психолого-редагогические основы учебной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
анализировать учебную и методическую литературу, работать с Госстандартом и учебником, анализировать содержание вариативных программ, учебников-хрестоматий и учебных пособий для старших классов, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать материал по литературе;
выбирать литературоведческую концепцию произведения и на её основе разрабатывать методическую интерпретацию литературного произведения на уроках различных типов;
взаимодействовать с другими специалистами в процессе реализации образовательного процесса.
владеть навыками обучения школьников способам формирования читательских умений, читательской деятельности, развития устной и письменной речи;
самостоятельно получать необходимую информацию из соответствующей литературы;
технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе.