2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Производственная педагогическая практика_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Производственная педагогическая  практика
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
к.филол.н., доц., Потанина Александра Виктровна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Руководство учебными и производственными практиками
3
3
3
3
В том числе в форме практ.подготовки
3
3
3
3
Кoнтактная рабoта
3
3
3
3
Сам. работа
105
105
105
105
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель производственной педагогической практики – научить обучающихся применять полученные дисциплинарные, психолого-педагогические и методические знания в практической деятельности учителя русского языка и литературы; использовать возможности производственной практики для приобретения профессиональных умений и опыта практической деятельности.
1.2
Задачами производственной педагогической практики, в соответствии с трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
1.3
-способствовать формированию у обучающихся навыков коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
1.4
-развивать способность обучающихся к самоорганизации, потребность в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании;
1.5
-способствовать формированию навыков осуществления обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей;
1.6
-формировать у обучающихся готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования;
1.7
-развивать у будущих учителей способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
1.8
-способствовать овладению основами профессиональной этики и речевой культуры;
1.9
-способствовать формированию навыков решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ациклические виды спорта
2.1.2
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.3
Основы вожатской деятельности
2.1.4
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.5
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.1.6
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.1.7
Педагогика
2.1.8
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.9
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.10
Учебная технологическая практика
2.1.11
Безопасность жизнедеятельности
2.1.12
Психология
2.1.13
Психология воспитательных практик
2.1.14
Учебная технологическая практика
2.1.15
Учебная читательская практика
2.1.16
Иностранный язык
2.1.17
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.18
Философия  
2.1.19
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.20
Детская литература
2.1.21
История (история России, всеобщая история)
2.1.22
Учебная практика по русскому языку и литературе
2.1.23
Основы медицинских знаний
2.1.24
Русский язык и культура речи
2.1.25
Физическая культура и спорт
2.1.26
Финансово-экономический практикум
2.1.27
Фольклор
2.1.28
Циклические виды спорта
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.2.2
Курсовая работа по русскому языку
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Стилистика
2.2.5
Учебная практика по риторике
2.2.6
Курсовая работа по литературе
2.2.7
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.2.8
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.2.9
Производственная педагогическая практика
2.2.10
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.11
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.2.15
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.16
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения
 
УК-3.2: Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
 
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.3: Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-правовые нормы достижения поставленной цели в сфере реализации проекта;
3.1.2
-основы деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);
3.1.3
-особенности использования ИКТ-технологий для поиска необходимой информации при решении стандартных коммуникативных задач;
3.1.4
-межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
3.1.5
-средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;
3.1.6
-природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность;  
3.1.7
-условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи;
3.1.8
-основы профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
3.1.9
-основные компоненты основных и дополнительных образовательных программ;
3.1.10
-цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
3.1.11
-приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.1.12
-формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.1.13
-образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки;
3.1.14
-диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.1.15
-психофизиологические, возрастные, познавательные особенности обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;
3.1.16
-методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
3.1.17
-принципы работы современных информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности.
3.1.18
3.1.19
3.1.20
3.1.21
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта;
3.2.2
-осуществлять поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
3.2.3
-выбирать коммуникативные стратегии и тактики при ведении деловых переговоров;
3.2.4
-выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей;
3.2.5
-использовать средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;
3.2.6
-оценивать и анализировать риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов;
3.2.7
-проектировать  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества;
3.2.8
-демонстрировать приемы оказания первой помощи;
3.2.9
-организовывать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.2.10
-разрабатывать программы отдельных учебных предметов, в том числе программы дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
3.2.11
-определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.12
-применять различные приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.2.13
-применять формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.2.14
-осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.2.15
-осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;
3.2.16
-осуществлять урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки;
3.2.17
-использовать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.
3.2.18
3.2.19
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
-навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументации их выбора;
3.3.2
-навыком  поиска необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
3.3.3
-навыком выбора коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров;
3.3.4
-навыком взаимодействия с учетом национальных и социокультурных особенностей;
3.3.5
-навыком использования средств и методов физической культуры, необходимых для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;
3.3.6
-навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды;
3.3.7
-навыками оказания первой помощи;
3.3.8
-навыком выстраивания образовательного процесса в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.3.9
-навыком разработки программы развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ;
3.3.10
-навыком разработки планируемых результатов обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
3.3.11
-навыком определения и формулировки целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
3.3.12
-навыком применения различных приемов мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.3.13
-навыком применения форм, методов, приемов и средств организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.3.14
-навыком применения различных диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.3.15
-опытом выявления трудностей в обучении и корректировки путей достижения образовательных результатов;
3.3.16
-методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
3.3.17
-навыком применения современных информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности.
3.3.18
3.3.19
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx