МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Производственная педагогическая практика
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
к.филол.н., доц., Потанина Александра Виктровна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Руководство учебными и производственными практиками
В том числе в форме практ.подготовки
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель производственной педагогической практики – научить обучающихся применять полученные дисциплинарные, психолого-педагогические и методические знания в практической деятельности учителя русского языка и литературы; использовать возможности производственной практики для приобретения профессиональных умений и опыта практической деятельности.
Задачами производственной педагогической практики, в соответствии с трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
-способствовать формированию у обучающихся навыков коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
-развивать способность обучающихся к самоорганизации, потребность в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании;
-способствовать формированию навыков осуществления обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей;
-формировать у обучающихся готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования;
-развивать у будущих учителей способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
-способствовать овладению основами профессиональной этики и речевой культуры;
-способствовать формированию навыков решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
Основы вожатской деятельности
Производственная педагогическая вожатская практика
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
Учебная технологическая практика
Безопасность жизнедеятельности
Психология воспитательных практик
Учебная технологическая практика
Учебная читательская практика
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
История (история России, всеобщая история)
Учебная практика по русскому языку и литературе
Основы медицинских знаний
Русский язык и культура речи
Физическая культура и спорт
Финансово-экономический практикум
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
Курсовая работа по русскому языку
Производственная педагогическая практика
Учебная практика по риторике
Курсовая работа по литературе
Организация внеурочной деятельности по литературе
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
Производственная педагогическая практика
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1: Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения
УК-3.2: Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.3: Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
-правовые нормы достижения поставленной цели в сфере реализации проекта;
-основы деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);
-особенности использования ИКТ-технологий для поиска необходимой информации при решении стандартных коммуникативных задач;
-межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
-средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;
-природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность;
-условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи;
-основы профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
-основные компоненты основных и дополнительных образовательных программ;
-цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
-приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
-формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
-образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки;
-диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
-психофизиологические, возрастные, познавательные особенности обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;
-методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
-принципы работы современных информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности.
-определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта;
-осуществлять поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
-выбирать коммуникативные стратегии и тактики при ведении деловых переговоров;
-выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей;
-использовать средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;
-оценивать и анализировать риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов;
-проектировать безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества;
-демонстрировать приемы оказания первой помощи;
-организовывать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
-разрабатывать программы отдельных учебных предметов, в том числе программы дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
-определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
-применять различные приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
-применять формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
-осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
-осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;
-осуществлять урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки;
-использовать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.
-навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументации их выбора;
-навыком поиска необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
-навыком выбора коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров;
-навыком взаимодействия с учетом национальных и социокультурных особенностей;
-навыком использования средств и методов физической культуры, необходимых для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;
-навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды;
-навыками оказания первой помощи;
-навыком выстраивания образовательного процесса в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
-навыком разработки программы развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ;
-навыком разработки планируемых результатов обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
-навыком определения и формулировки целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
-навыком применения различных приемов мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
-навыком применения форм, методов, приемов и средств организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
-навыком применения различных диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
-опытом выявления трудностей в обучении и корректировки путей достижения образовательных результатов;
-методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
-навыком применения современных информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности.
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx