2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_История русского литературного языка_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
История русского литературного языка
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Глухова Ольга Петровна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
22
22
22
22
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование научного мировоззрения, основанного на изучении истории становления системы языковых стилей и норм русского литературного языка в связи с историей государства, религии, культуры и литературы
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
1.4
научить обучающихся использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами русского языка;
1.5
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
1.6
научить обучающихся видеть за фактами современного русского языка историю их становления и развития.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Активные процессы в современном русском языке
2.1.2
Русская диалектология
2.1.3
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.4
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.5
Общая психология
2.1.6
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.7
Старославянский язык
2.1.8
Фольклор
2.1.9
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.10
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История зарубежной литературы
2.2.2
Методика обучения литературе
2.2.3
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.4
Основы экологической культуры
2.2.5
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.6
Философия
2.2.7
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.8
Курсовая работа по русскому языку
2.2.9
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.10
Курсовая работа по литературе
2.2.11
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.12
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.13
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.14
Современная зарубежная литература
2.2.15
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.16
Современный литературный процесс
2.2.17
Теория и практика русской орфографии
2.2.18
Филологический анализ текста
2.2.19
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.20
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.21
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.22
Производственная преддипломная практика
2.2.23
Современная русская литература
2.2.24
Русский язык в условиях билингвизма
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.25
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.26
Педагогическая риторика
2.2.27
Типология текстов
2.2.28
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.29
Функциональная грамматика русского языка
2.2.30
Литература русского зарубежья
2.2.31
Основы этимологического анализа
2.2.32
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.33
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области языкознания в аспекте формирования научного

мировоззрения;

 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области языкознания для формирования научного мировоззрения;
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
 
 
3.1
Знать:
научные достижения в вопросах  современного языкознания;   

результаты научных исследований в области межкультурной коммуникации;

теорию проектирования,  конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии;

основные этапы развития древнерусской письменности;

закономерности развития письменной культуры славянских народов;

основные понятия и закономерности в области развития русского литературного языка  в аспекте формирования научного мировоззрения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
ориентироваться в современных научных направлениях  и парадигмах;

совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития;

использовать понятийный аппарат в области языкознания для формирования научного мировоззрения;

научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе;

находить и использовать необходимую для взаимосвязи с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп;

 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.3
Владеть:
способностью  к самостоятельному обучению новым методам исследования;

навыками квалифицированного анализа результатов научных исследований;

навыками реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и  методологий;

навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе исторических языковых фактов, возникающих в учебно-воспитательном процессе;

навыками научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;

основными понятиями и закономерностями в области развития русского литературного языка  в аспекте формирования научного мировоззрения.