МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Истории и методики ее преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Этнология и социальная антропология
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев А.З.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся целостного представления об этнологии и социальной антропологии как о научных дисциплинах и их месте в ряду других наук, ознакомить с основными научными концепциями в отечественной и зарубежной науке, дать представление об этногенезе и антропогенезе, об этнокультурных особенностях человеческих групп с учетом их сравнительных характеристик; современном этническом составе народов мира и этнических процессах, об особенностях традиционной культуры, этнической психологии, дать представление об общих свойствах социальной жизни человеческих общностей, локализованных в пространстве и во времени.
Задачи освоения дисциплины:
сформировать научные представления об этнологии,об основных этапах становлении этнологии (этнографии);
познакомить обучающихся с понятийным аппаратом, методами исследованиями, теоретическими концепциями, основными этнологическими школами;
ознакомить с основным этническими процессами современного мира, расами и языковыми семьями, а также различными моделями поведения этносов;
расширить у обучающихся опыт публичных выступлений и культуры ведения дискуссий;
выявить и формировать культурные потребности различных социальных групп на основе современных знаний о этническом составе населения мира и Российской Федерации
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Методика обучения обществознанию
Производственная педагогическая практика
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
Практикум по организации работы с родителями
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
Методика обучения истории
Основы вожатской деятельности
Производственная педагогическая вожатская практика
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
История России (XIX – начало ХХ вв.)
Психология воспитательных практик
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
История (история России, всеобщая история)
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
История государственности и права тюркских народов
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
УК-5.3: Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
этнокультурную картину мира и основные формы ее репрезентации;
имеет представление о проблемах этногенеза и этнической истории народов мира;
этнокультурные и конфессиональные особенности населения Российской Федерации с региональной спецификой;
научную этнокультурную картину мира;
основы современных принципов сосуществования, диалога и сотрудничества и способах их реализации;
содержание базовых национальных ценностей Российского государства
- характеризовать особенности традиционной и современной культуры,
выявлять связь истории народа с его культурой;
воспринимать Российскую Федерацию как национальное государство с исторически сложившимся многообразием этнического и религиозного состава населения и региональной спецификой;
анализировать социокультурные различия социальных групп;
конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей;
воспринимать информацию,обобщать и анализировать;
выявлять и давать характеристику элементам традиционной и современной культуры;
понимать сущность социально-этнических процессов в мире и стране;
значение национальных ценностей в развитии современного российского общества
навыками самостоятельной работы с научной информацией, подготовки письменных научных работ;навыками объяснения исторически сложившегося разнообразия этнического и религиозного состава населения РФ;
имеет опыт деятельности объяснения социокультурных различий социальных групп, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений;
навыками анализа, типологического исследования и обобщения;
навыками планирования воспитательной деятельности;
навыками уважительного и бережного отношения к культурным традициям народов и социальных групп
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx