2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Этнология и социальная антропология_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Этнология и социальная антропология
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев А.З.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
64
64
64
64
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся целостного представления об этнологии и социальной антропологии как о научных дисциплинах и их месте в ряду других наук, ознакомить с основными научными концепциями в отечественной и зарубежной науке, дать представление об этногенезе и антропогенезе, об этнокультурных особенностях человеческих групп с учетом их сравнительных характеристик; современном этническом составе народов мира и этнических процессах, об особенностях традиционной культуры, этнической психологии, дать представление об общих свойствах социальной жизни человеческих общностей, локализованных в пространстве и во времени.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать научные представления об этнологии,об основных этапах становлении этнологии (этнографии);
1.4
познакомить обучающихся с понятийным аппаратом, методами исследованиями, теоретическими концепциями, основными этнологическими школами;
1.5
ознакомить с основным этническими процессами современного мира, расами и языковыми семьями, а также различными моделями поведения этносов;
1.6
расширить у обучающихся опыт публичных выступлений и культуры ведения дискуссий;
1.7
выявить и формировать культурные потребности различных социальных групп на основе современных знаний о этническом составе населения мира и Российской Федерации
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения обществознанию
2.1.2
Производственная педагогическая практика
2.1.3
Социология
2.1.4
История философии
2.1.5
Культурология
2.1.6
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.7
Практикум по организации работы с родителями
2.1.8
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
2.1.9
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.10
Методика обучения истории
2.1.11
Основы вожатской деятельности
2.1.12
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.13
Педагогика
2.1.14
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.15
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.16
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.1.17
История Татарстана
2.1.18
Психология воспитательных практик
2.1.19
Философия  
2.1.20
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.21
История (история России, всеобщая история)
2.1.22
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
2.1.23
История государственности и права тюркских народов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Религиоведение
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
УК-5.3: Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
этнокультурную картину мира и основные формы ее репрезентации;
3.1.2
имеет представление о проблемах этногенеза и этнической истории народов мира;
3.1.3
этнокультурные и конфессиональные особенности населения Российской Федерации с региональной спецификой;  
3.1.4
научную этнокультурную картину мира;
3.1.5
основы современных принципов сосуществования, диалога и сотрудничества и способах их реализации;
3.1.6
содержание базовых национальных ценностей Российского государства
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- характеризовать особенности традиционной и современной культуры,
3.2.2
выявлять связь истории народа с его культурой;
3.2.3
воспринимать Российскую Федерацию как национальное государство с исторически сложившимся многообразием этнического и религиозного состава населения и региональной спецификой;
3.2.4
анализировать социокультурные различия социальных групп;
3.2.5
конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей;
3.2.6
воспринимать информацию,обобщать и анализировать;
3.2.7
выявлять и давать характеристику элементам традиционной и современной культуры;
3.2.8
понимать сущность социально-этнических процессов в мире и стране;
3.2.9
значение национальных ценностей в развитии современного российского общества
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самостоятельной работы с научной информацией, подготовки письменных научных работ;навыками объяснения исторически сложившегося разнообразия этнического и религиозного состава населения РФ;
3.3.2
имеет опыт деятельности объяснения социокультурных различий социальных групп, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений;
3.3.3
навыками анализа, типологического исследования и обобщения;
3.3.4
навыками планирования воспитательной деятельности;
3.3.5
навыками уважительного и бережного отношения к культурным традициям народов и социальных групп 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx