2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Методика обучения литературе_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика обучения литературе
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
;кандидат филологических наук, Калинин Константин Андреевич
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
18
16 4/6
15 2/6
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
16
16
12
12
46
46
Практические
36
36
16
16
14
14
12
12
78
78
Итого ауд.
54
54
32
32
14
14
24
24
124
124
Кoнтактная рабoта
54
54
32
32
14
14
24
24
124
124
Сам. работа
18
18
40
40
58
58
12
12
128
128
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
72
72
72
72
288
288
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается  в формировании уровня профессиональной компетентности обучающихся в области методики обучения литературе  в полной средней школе, позволяющего им выполнять основные педагогические функции учителя литературы на этапах основного и полного общего образования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить с целями и задачами обучения литературе на этапах основного и полного общего образования;
1.4
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике;
1.5
сформировать представление о характере и специфике профессиональной деятельности учителя литературы;
1.6
научить планировать, проводить, анализировать урок / серию уроков по литературе в свете  требований образовательных стандартов;
1.7
обеспечить методическую подготовку в соответствии с последними тенденциями содержания обучения в полной средней школе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
История русского литературного языка
2.1.3
Педагогические технологии
2.1.4
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.5
Стилистика
2.1.6
Активные процессы в современном русском языке
2.1.7
Иностранный язык
2.1.8
Русская диалектология
2.1.9
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.10
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.11
Русский язык и культура речи
2.1.12
Теория обучения
2.1.13
Старославянский язык
2.1.14
Фольклор
2.1.15
2.1.16
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.17
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.18
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.19
Смысловое чтение
2.1.20
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.2
Курсовая работа по литературе
2.2.3
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.4
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.5
Современная зарубежная литература
2.2.6
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.7
Теория и практика русской орфографии
2.2.8
Филологический анализ текста
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.10
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.11
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.12
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.13
Производственная преддипломная практика
2.2.14
Современная русская литература
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.15
История лингвистических учений
2.2.16
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.17
Литература русского зарубежья
2.2.18
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.19
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.20
Основы этимологического анализа
2.2.21
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.22
Функциональная грамматика русского языка
2.2.23
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.24
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.25
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.26
Педагогическая риторика
2.2.27
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету  (литература) в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по учебному предмету  (литература) в соответствии с требованиями ФГОС
 
 
Владеть:
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету  (литература)  в соответствии с ФГОС
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литература" 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литература" 
 
 
Владеть:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного  предмета "Литература" 
 
 
 
ПК-5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Знать:
 
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся 
 
 
Уметь:
 
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
 
3.1
Знать:
основы профессиональной этики и речевой культуры;

основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры;

методологические основания профессиональной этики и речевой культуры;

основы реализации образовательной программы по учебному предмету  (литература) в соответствии с ФГОС;

требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету  (литература)  в соответствии с ФГОС;основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету  (литература)в соответствии с ФГОС на этапах основного и полного общего образования;

современные методы и технологии обучения и диагностики;

основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;

теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;

основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);

критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);

основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);

основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся;методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры;

выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации;систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры;

реализовывать образовательную программу по учебному предмету (литература) в соответствии с требованиями ФГОС;

разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС;

разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету (литература)  в соответствии с ФГОС;

применять современные методы и технологии обучения и диагностики на этапах основного и полного общего образования;

применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;

разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;

использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);

оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература)

применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся;подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.3
Владеть:
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры;

навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации;

навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры;

опытом разработки и реализации разных видов образовательных программ по учебному предмету (литература)  в соответствии с ФГОС;

навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету (литература)  в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения;

навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС;

навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;

навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся на этапах основного и полного общего образования;

навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;

навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);

опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);

опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета (литература);

навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям;

опытом проектирования педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач.