2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Русская диалектология_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Русская диалектология
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
канд.филол.наук, преп. , Калинин Константин Андреевич
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование  представления об описательной диалектологии, изучающей языковые особенности диалектов для развития лингвистической компетенции
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся систему основных понятий и терминов диалектологии и подготовить их к ведению самостоятельной научно-исследовательской работы в области лингвистики, в том числе диалектологии русского языка;
1.4
способствовать овладению обучающимися методикой научных исследований 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История языка
2.1.2
Методика обучения литературе
2.1.3
Старославянский язык
2.1.4
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.5
Основы вожатской деятельности
2.1.6
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.7
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.8
Педагогика
2.1.9
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.10
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.11
Психология воспитательных практик
2.1.12
Учебная читательская практика
2.1.13
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.14
Детская литература
2.1.15
Практикум по анализу художественного текста
2.1.16
Речеведение
2.1.17
Основы ораторского мастерства
2.1.18
Фольклор
2.1.19
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
2.1.20
Техника речи
2.1.21
Педагогическая риторика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.2.2
Практикум по орфографии и пунктуации
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Современная русская литература
2.2.5
Функциональная грамматика русского языка
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.8
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Проблемы изучения русского языка как неродного
2.2.11
Филологический анализ текста
2.2.12
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.13
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.14
Практикум по грамматике
2.2.15
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.16
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.2.17
Лингвистический анализ текста
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.2.18
Проблемы изучения русского языка как иностранного
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности функционирования языковых единиц разных уровней;
3.1.2
основные единицы речевого общения, специфику  публичной речи, речевые тактики;
3.1.3
модели речевой коммуникации;
3.1.4
основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления;
3.1.5
основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;
3.1.6
грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи  языковых единиц;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их семантики, структуры и функционирования речи;
3.2.2
анализировать языковые явления и факты, публичную речь, речевые тактики;
3.2.3
использовать модели речевой коммуникации;  
3.2.4
анализировать конструкции в различных  аспектах их содержания, формы и функций;
3.2.5
квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;
3.2.6
оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приёмами лингвистического анализа единиц разных уровней;
3.3.2
приёмами анализа языковых явлений и фактов, приёмами анализа публичной речи, речевых тактик;
3.3.3
приёмами анализа  моделей речевой коммуникации;
3.3.4
основными методами лингвистического анализа,  системой основных понятий и терминов языкознания;
3.3.5
коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;
3.3.6
умением  адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx