МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика обучения литературе
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
;кандидат филологических наук, Калинин Константин Андреевич
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании уровня профессиональной компетентности обучающихся в области методики обучения литературе в полной средней школе, позволяющего им выполнять основные педагогические функции учителя литературы на этапах основного и полного общего образования.
Задачи освоения дисциплины:
познакомить с целями и задачами обучения литературе на этапах основного и полного общего образования;
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике;
сформировать представление о характере и специфике профессиональной деятельности учителя литературы;
научить планировать, проводить, анализировать урок / серию уроков по литературе в свете требований образовательных стандартов;
обеспечить методическую подготовку в соответствии с последними тенденциями содержания обучения в полной средней школе.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Практикум по анализу художественного текста
Технологии цифрового образования
Основы ораторского мастерства
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
Производственная педагогическая практика
Учебная практика по риторике
Организация внеурочной деятельности по литературе
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
Практикум по орфографии и пунктуации
Производственная педагогическая практика
Современная русская литература
Функциональная грамматика русского языка
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Проблемы изучения русского языка как неродного
Филологический анализ текста
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
Лингвистический анализ текста
Проблемы изучения русского языка как иностранного
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
основы профессиональной этики и речевой культуры;
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры;
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры;
основы реализации образовательной программы по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС;
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС;основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету (литература)в соответствии с ФГОС на этапах основного и полного общего образования;
современные методы и технологии обучения и диагностики;
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся;методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
выделять основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры;
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации;систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры;
реализовывать образовательную программу по учебному предмету (литература) в соответствии с требованиями ФГОС;
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС;
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС;
применять современные методы и технологии обучения и диагностики на этапах основного и полного общего образования;
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература)
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся;подбирать технологии педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры;
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации;
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры;
опытом разработки и реализации разных видов образовательных программ по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС;
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения;
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС;
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся на этапах основного и полного общего образования;
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям;
опытом проектирования педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач.
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx