2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Методика обучения литературе_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика обучения литературе
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
;кандидат филологических наук, Калинин Константин Андреевич
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
14 4/6
14 4/6
14
12 4/6
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
14
14
12
12
28
28
82
82
Практические
14
14
28
28
28
28
36
36
28
28
134
134
Итого ауд.
28
28
42
42
42
42
48
48
56
56
216
216
Кoнтактная рабoта
28
28
42
42
42
42
48
48
56
56
216
216
Сам. работа
44
44
30
30
66
66
24
24
52
52
216
216
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
72
72
108
108
108
108
72
72
144
144
504
504
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается  в формировании уровня профессиональной компетентности обучающихся в области методики обучения литературе  в полной средней школе, позволяющего им выполнять основные педагогические функции учителя литературы на этапах основного и полного общего образования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить с целями и задачами обучения литературе на этапах основного и полного общего образования;
1.4
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике;
1.5
сформировать представление о характере и специфике профессиональной деятельности учителя литературы;
1.6
научить планировать, проводить, анализировать урок / серию уроков по литературе в свете  требований образовательных стандартов;
1.7
обеспечить методическую подготовку в соответствии с последними тенденциями содержания обучения в полной средней школе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Детская литература
2.1.2
Практикум по анализу художественного текста
2.1.3
Речеведение
2.1.4
Технологии цифрового образования
2.1.5
Основы ораторского мастерства
2.1.6
Фольклор
2.1.7
Техника речи
2.1.8
Педагогическая риторика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Русская диалектология
2.2.4
Учебная практика по риторике
2.2.5
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.2.6
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.2.7
Практикум по орфографии и пунктуации
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Современная русская литература
2.2.10
Функциональная грамматика русского языка
2.2.11
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.12
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.13
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
Проблемы изучения русского языка как неродного
2.2.16
Филологический анализ текста
2.2.17
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.18
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.19
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.2.20
Практикум по грамматике
2.2.21
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.22
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.2.23
Лингвистический анализ текста
2.2.24
Проблемы изучения русского языка как иностранного
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.2
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.3
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.4
основы реализации образовательной программы по учебному предмету  (литература) в соответствии с ФГОС;
3.1.5
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету  (литература)  в соответствии с ФГОС;основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету  (литература)в соответствии с ФГОС на этапах основного и полного общего образования;
3.1.6
современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.1.7
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.1.8
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.1.9
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.1.10
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
3.1.11
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
3.1.12
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.1.13
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся;методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.2
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации;систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.3
реализовывать образовательную программу по учебному предмету (литература) в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.4
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС;
3.2.5
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету (литература)  в соответствии с ФГОС;
3.2.6
применять современные методы и технологии обучения и диагностики на этапах основного и полного общего образования;
3.2.7
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.2.8
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
3.2.9
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
3.2.10
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература)
3.2.11
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся;подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.2
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации;
3.3.3
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.4
опытом разработки и реализации разных видов образовательных программ по учебному предмету (литература)  в соответствии с ФГОС;
3.3.5
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету (литература)  в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения;
3.3.6
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС;
3.3.7
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
3.3.8
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся на этапах основного и полного общего образования;
3.3.9
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.3.10
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
3.3.11
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
3.3.12
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.3.13
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.3.14
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям;
3.3.15
опытом проектирования педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx