2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_История языка_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
История языка
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
14
12 4/6
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
12
12
14
14
40
40
Практические
28
28
24
24
14
14
66
66
Итого ауд.
42
42
36
36
28
28
106
106
Кoнтактная рабoта
42
42
36
36
28
28
106
106
Сам. работа
66
66
36
36
44
44
146
146
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
72
72
288
288
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование научного мировоззрения, основанного на изучении истории становления системы языковых стилей и норм русского литературного языка в связи с историей государства, религии, культуры и литературы
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
1.4
научить обучающихся использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами русского языка;
1.5
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
1.6
научить обучающихся видеть за фактами современного русского языка историю их становления и развития.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология
2.1.2
Учебная технологическая практика
2.1.3
Учебная читательская практика
2.1.4
Иностранный язык
2.1.5
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.6
Философия  
2.1.7
Детская литература
2.1.8
История (история России, всеобщая история)
2.1.9
Практикум по анализу художественного текста
2.1.10
Речеведение
2.1.11
Основы ораторского мастерства
2.1.12
Русский язык и культура речи
2.1.13
Финансово-экономический практикум
2.1.14
Фольклор
2.1.15
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
2.1.16
Педагогическая риторика
2.1.17
Техника речи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.2.2
Курсовая работа по русскому языку
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Русская диалектология
2.2.5
Учебная практика по риторике
2.2.6
Курсовая работа по литературе
2.2.7
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.2.8
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.2.9
Практикум по орфографии и пунктуации
2.2.10
Производственная педагогическая практика
2.2.11
Современная русская литература
2.2.12
Функциональная грамматика русского языка
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.15
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.2.16
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.17
Проблемы изучения русского языка как неродного
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.2.18
Филологический анализ текста
2.2.19
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.20
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.21
Лингвистический анализ текста
2.2.22
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.23
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.2.24
Практикум по грамматике
2.2.25
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.26
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы знаний по истории русского литературного языка для осуществления педагогической деятельности;
3.1.2
основные этапы развития древнерусской письменности и закономерности развития письменной культуры славянских народов при организации учебного занятия;
3.1.3
основные характеристики исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
3.1.4
понятийный аппарат в области языкознания для разработки и применения на учебных занятиях;
3.1.5
основы формирования образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов;
3.1.6
3.1.7
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять  знания по истории русского литературного языка для осуществления педагогической деятельности;
3.2.2
применять  знания  основных этапов развития древнерусской письменности и закономерностей развития письменной культуры славянских народов при организации учебного занятия;
3.2.3
применять  знания основных характеристик исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.4
использовать понятийный аппарат в области языкознания для разработки и применения на учебных занятиях;
3.2.5
формировать образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов;
3.2.6
3.2.7
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения знаний  по истории русского литературного языка для осуществления педагогической деятельности;
3.3.2
навыками применения знаний  основных этапов развития древнерусской письменности и закономерностей развития письменной культуры славянских народов при организации учебного занятия;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.3.3
навыками применения знаний основных характеристик исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
3.3.4
навыками использования понятийного аппарата в области языкознания для разработки и применения на учебных занятиях;
3.3.5
навыками формирования образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов;
3.3.6
3.3.7
3.3.8
3.3.9
3.3.10
3.3.11
научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.12
способностью  анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;
3.3.13
навыками применения знаний по истории русского литературного языка для осуществления педагогической деятельности;
3.3.14
основными понятиями и закономерностями в области развития русского литературного языка  в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx