МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: формирование научного мировоззрения, основанного на изучении истории становления системы языковых стилей и норм русского литературного языка в связи с историей государства, религии, культуры и литературы
Задачи освоения дисциплины:
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
научить обучающихся использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами русского языка;
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
научить обучающихся видеть за фактами современного русского языка историю их становления и развития.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Учебная технологическая практика
Учебная читательская практика
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
История (история России, всеобщая история)
Практикум по анализу художественного текста
Основы ораторского мастерства
Русский язык и культура речи
Финансово-экономический практикум
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
Курсовая работа по русскому языку
Производственная педагогическая практика
Учебная практика по риторике
Курсовая работа по литературе
Организация внеурочной деятельности по литературе
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
Практикум по орфографии и пунктуации
Производственная педагогическая практика
Современная русская литература
Функциональная грамматика русского языка
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Проблемы изучения русского языка как неродного
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
Филологический анализ текста
Проблемы изучения русского языка как иностранного
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
Лингвистический анализ текста
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
теоретические основы знаний по истории русского литературного языка для осуществления педагогической деятельности;
основные этапы развития древнерусской письменности и закономерности развития письменной культуры славянских народов при организации учебного занятия;
основные характеристики исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
понятийный аппарат в области языкознания для разработки и применения на учебных занятиях;
основы формирования образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов;
применять знания по истории русского литературного языка для осуществления педагогической деятельности;
применять знания основных этапов развития древнерусской письменности и закономерностей развития письменной культуры славянских народов при организации учебного занятия;
применять знания основных характеристик исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
использовать понятийный аппарат в области языкознания для разработки и применения на учебных занятиях;
формировать образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов;
навыками применения знаний по истории русского литературного языка для осуществления педагогической деятельности;
навыками применения знаний основных этапов развития древнерусской письменности и закономерностей развития письменной культуры славянских народов при организации учебного занятия;
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
навыками применения знаний основных характеристик исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
навыками использования понятийного аппарата в области языкознания для разработки и применения на учебных занятиях;
навыками формирования образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов;
научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;
способностью анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;
навыками применения знаний по истории русского литературного языка для осуществления педагогической деятельности;
основными понятиями и закономерностями в области развития русского литературного языка в аспекте формирования научного мировоззрения
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx