2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Производственная педагогическая практика_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Производственная педагогическая практика
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
преп. , Альменеев А.Г.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Руководство учебными и производственными практиками
6
6
6
6
В том числе в форме практ.подготовки
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
210
210
210
210
Итого
216
216
216
216
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью производственной педагогической практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических умений, навыков и основных профессиональных компетенций учителя истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС и квалификационной характеристики бакалавра на уровне основного общего образования.
1.2
Задачами производственной педагогической практики в соответствии с трудовыми функциями, определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
1.3
1.применение на практике усвоенных теоретических знаний в предметных областях «История России. Всеобщая история», «Обществознание» и практическое использование современных методов и технологий в процессе обучения и диагностики;
1.4
2.формирование умений применять правовые знания и этические нормы для решения задач профессиональной деятельности; использовать нормативно-правовые акты в своей профессиональной деятельности;
1.5
3.формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ);
1.6
4.осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования;
1.7
5.формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
1.8
6.приобретение навыков организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствиями с требованиями ФГОС;
1.9
7.развитие потребности обучающихся в педагогическом самообразовании и постоянном самоусовершенствовании;
1.10
8.обучение методам изучения и анализа педагогического опыта и применение его в профессиональной деятельности;
1.11
9.развитие и воспитание у обучающихся устойчивого интереса к педагогической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Историография
2.1.2
История философии
2.1.3
Культурология
2.1.4
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.1.5
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.6
Практикум по организации работы с родителями
2.1.7
Производственная педагогическая  практика
2.1.8
Средства оценивания результатов обучения истории и обществознанию
2.1.9
Ациклические виды спорта
2.1.10
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
2.1.11
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.12
Курсовая работа по истории России
2.1.13
Методика обучения истории
2.1.14
Новая история стран Европы и Америки
2.1.15
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.1.16
Основы вожатской деятельности
2.1.17
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.18
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.1.19
Педагогика
2.1.20
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.21
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.22
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.23
Учебная технологическая практика
2.1.24
Архивоведение
2.1.25
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.1.26
История средних веков
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.1.27
История Татарстана
2.1.28
Психология
2.1.29
Психология воспитательных практик
2.1.30
Учебная архивная практика
2.1.31
Учебная технологическая практика
2.1.32
Философия  
2.1.33
Безопасность жизнедеятельности
2.1.34
Иностранный язык
2.1.35
Источниковедение
2.1.36
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.1.37
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение
2.1.38
Археология
2.1.39
История древнего мира
2.1.40
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.41
Основы медицинских знаний
2.1.42
Русский язык и культура речи
2.1.43
Технологии цифрового образования
2.1.44
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.45
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.46
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.47
История (история России, всеобщая история)
2.1.48
Логика
2.1.49
Физическая культура и спорт
2.1.50
Финансово-экономический практикум
2.1.51
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
2.1.52
Циклические виды спорта
2.1.53
История государственности и права тюркских народов
2.1.54
Музееведение
2.1.55
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.1.56
Исторический роман
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История мировой культуры
2.2.2
Курсовая работа по обществознанию
2.2.3
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.4
Политология
2.2.5
Правоведение
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.8
Экономика
2.2.9
Этика
2.2.10
Этнология и социальная антропология
2.2.11
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.12
История зарубежной литературы XIX-XX в.
2.2.13
Литература древней и средневековой Руси
2.2.14
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.17
Религиоведение
2.2.18
Мировая экономика
2.2.19
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
2.2.20
История русской литературы XIX-XX в.
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
ОПК-5.3: Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
 
ОПК-5.2: Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
 
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
ОПК-7.3: Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.2: Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья
 
УК-7.1: Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности
 
 
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
 
УК-10.2: Идентифицирует и оценивает коррупционные риски, демонстрирует способность противодействовать коррупционному поведению
 
УК-10.1: Понимает социально-экономические причины коррупции, принципы, цели и формы борьбы с проявлениями коррупционного поведения
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности организации проектной деятельности обучающихся в школе;
3.1.2
особенности целеполагания и планирования проекта;
3.1.3
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
3.1.4
основные методы оценки разных способов решения задач;
3.1.5
правовые нормы в сфере реализации проекта;
3.1.6
основы деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации;
3.1.7
выразительные средства языка для свободного владения государственным языком и культурой речи;
3.1.8
национальные и социокультурные особенности обучающихся;
3.1.9
принципы планирования и проведения урока иностранного языка с учетом национальных и социокультурных особенностей обучающихся;
3.1.10
средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности на уроке иностранного языка;
3.1.11
условия безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
3.1.12
санитарно-гигиенические нормы, соответствующие возрастным особенностями обучающихся;
3.1.13
правила оказания первой помощи, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
3.1.14
нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики;
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.1.15
приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
3.1.16
ИКТ-технологии;
3.1.17
особенности организации образовательного процесса;
3.1.18
основные и дополнительные образовательные программы;
3.1.19
особенности организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
3.1.20
образовательные требования к результатам обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенным профилям подготовки;
3.1.21
диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.1.22
приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.1.23
психофизиологические, возрастные, познавательные особенности обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;
3.1.24
основы урочной и внеурочной деятельности в соответствии с предметной областью согласно освоенным профилям подготовки;
3.1.25
методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.
3.1.26
принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ставить цель проекта, составить план проекта;
3.2.2
определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта;
3.2.3
реализовывать проект в соответствии с правовыми нормами достижения поставленной цели;
3.2.4
применять способы решения задач в рамках цели проекта;
3.2.5
осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации с учетом национальных и социокультурных особенностей;
3.2.6
выстраивать взаимодействие с обучающимися на уроке иностранного языка с учетом национальных и социокультурных особенностей обучающихся;
3.2.7
демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, включая мировые религии, философские и этические учения;
3.2.8
применять средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;
3.2.9
вести образовательный процесс с соблюдением условий безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
3.2.10
оказывать первую помощь, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
3.2.11
применять нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики;
3.2.12
анализировать нормативно-правовые акты в сфере образования и применять их в профессиональной деятельности с учетом норм профессиональной этики;
3.2.13
применять ИКТ-технологии в образовательном процессе;
3.2.14
разрабатывать отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ (цели, планируемые результаты, содержание, организационно-методический инструментарий, диагностические средства оценки результативности обучения), в том числе с использованием ИКТ;
3.2.15
реализовывать основные и дополнительные образовательные программы; организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.2.16
ставить цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.17
реализовывать образовательные требования к результатам обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенным профилям подготовки;
3.2.18
применять диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.2.19
реализовывать основные и дополнительные образовательные программы; организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.2.20
ставить цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.21
использовать приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.2.22
вести образовательный процесс с учетом психофизиологических, возрастных, познавательных особенностей обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;
3.2.23
реализовывать урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенным профилям подготовки;
3.2.24
применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.
3.2.25
применять принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками планирования проекта в средней общеобразовательной школе по предметам «История России. Всеобщая история» и «Обществознание»;
3.3.2
навыками работы с нормативно-правовой документацией.
3.3.3
навыками ведения деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации с учетом национальных и социокультурных особенностей;
3.3.4
навыками конструктивного взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции;
3.3.5
навыками взаимодействия с участниками образовательного процесса с учетом их национальных и социокультурных особенностей.
3.3.6
средствами и методами физической культуры, необходимых для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности в урочное и внеурочное время.
3.3.7
навыками ведения образовательного процесса с соблюдением условий безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
3.3.8
навыками оказания первой помощи, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.
3.3.9
навыками применения норм профессиональной этики и нормативно-правовых актов в сфере образования;
3.3.10
этическими и правовыми нормами и способами их реализации в условиях профессиональной деятельности.
3.3.11
навыками применения ИКТ-технологии в образовательном процессе;
3.3.12
технологиями реализации основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде.
3.3.13
навыками реализации основных и дополнительных образовательных программ; навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.3.14
навыками постановки целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
3.3.15
навыками применения диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся.
3.3.16
навыками реализации основных и дополнительных образовательных программ; навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.3.17
навыками постановки целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
3.3.18
навыками использования приемов мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; навыками реализации образовательных требований к результатам обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенным профилям подготовки;
3.3.19
навыками применения диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.3.20
навыками ведения образовательного процесса с учетом психофизиологических, возрастных, познавательных особенностей обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;
3.3.21
навыками реализации урочной и внеурочной деятельности в соответствии с предметной областью согласно освоенным профилям подготовки;
3.3.22
навыками применения методов анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.
3.3.23
навыками применения принципов работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
 
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx