2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Социология_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Социология
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
д-р соц.наук,  проф. , Дырин С.П.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
44
44
44
44
Итого ауд.
76
76
76
76
Кoнтактная рабoта
76
76
76
76
Сам. работа
104
104
104
104
Итого
180
180
180
180
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся компетенций в фокусе социологического видения окружающей действительности, формирование интереса к изучению социальных проблем, социологического воображения, основ научного мировоззрения, особенностей социальной стратификации и социальной мобильности, формирование навыков и умений ориентироваться в особенностях социальных проблем в будущей профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть теоретико-методологические основы развития социологии; формы ее институциализации;
1.4
изложить содержание научных теорий в понимании объекта и предмета социологии;
1.5
раскрыть научно-понятийный аппарат социологии, его роль в концептуализации ее предметной области;
1.6
показать содержание основных направлений социологической теории в том числе теории социальных систем, социальных институтов, социальной структуры и стратификации, теории социальной эволюции, теории личности, теории социального взаимодействия, теории организации, теории девиации и социального контроля и других социологических теорий;
1.7
раскрыть методологию современной социологической теории, специфику исследовательских методов в рамках различных социологических парадигм и направлений;
1.8
раскрыть сущность глобализации социальных процессов в современном мире, возможности социологического осмысления особенностей развития российского общества.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Источниковедение истории зарубежных стран
2.1.2
Источниковедение истории России
2.1.3
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)Архивное дело в практике краеведческой работы
2.1.4
Учебная архивная  практика
2.1.5
Иностранный язык
2.1.6
История мировых  религий
2.1.7
Русский язык и культура речи
2.1.8
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.9
История России XIX века
2.1.10
История средних веков
2.1.11
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.12
Археология
2.1.13
Археология Вятско-Камского края
2.1.14
История древнего мира
2.1.15
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.16
Источниковедение истории зарубежных стран
2.1.17
Археология Вятско-Камского края
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация внеучебной деятельности
2.2.2
Организация дополнительного образования (по второму профилю)Музейное дело в практике культурно-просветительской работы
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Учебная культурно-просветительская  практика
2.2.5
История государственности и права тюркских народов
2.2.6
История мировой культуры
2.2.7
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
2.2.8
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.2.9
Производственная летняя педагогическая  практика
2.2.10
Методика обучения предмету "обществознание"
2.2.11
Новейшая  история стран Европы и Америки
2.2.12
Технологии и средства цифрового обучения
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2.13
Этика и эстетика
2.2.14
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.15
История (история России, всеобщая история)
2.2.16
Культурология
2.2.17
Политология
2.2.18
История государственности и права тюркских народов
2.2.19
Производственная преддипломная практика
2.2.20
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.21
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые категории и понятия социологии;
3.1.2
основные теоретические концепции;
3.1.3
тенденции развития современного общества и отдельных социальных институтов принципы функционирования коллектива;
3.1.4
основные элементы социальной структуры общества;
3.1.5
методики, информацию для применения системного подход для решения поставленных задач
3.1.6
особенности социальных изменений, происходящих в современном обществе, в контексте толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять социологический подход к исследованию и пониманию разнообразных социальных явлений и процессов;
3.2.2
применять социологические понятия и теории для анализа социальных явлений и процессов;
3.2.3
использовать данные конкретных социологических исследований при выборе стратегий взаимодействия с различными социальными группами;
3.2.4
работать в команде, учитывая социальные, этнические, конфессиональные, культурные особенности представителей различных социальных общностей в процессе профессионального взаимодействия в ней, толерантно воспринимать эти различия
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками целостного подхода к анализу социальных процессов;
3.3.2
навыками получения социологической информации из различных типов источников для решения поставленных задач;
3.3.3
приемами взаимодействия с сотрудниками, выполняющими различные профессиональные задачи и обязанности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx